Евгений Евстигнеев - уникальный актёр. Он был соткан из моря обаяния и океана мастерства. Каждая роль любимого артиста обволакивает, вызывая разные эмоции: веру, восхищение, смех, радость, удивление. Вспоминая роли Александровича в кино, понимаешь, что он дарил людям счастье. На него невозможно смотреть без обожания и преклонения. Это актёр, который всегда был очень нужен. Его неповторимый голос заполонял всё пространство в кадре. Он заставлял воображать, улыбаться, бояться, огорчаться, возмущаться, наслаждаться.
Его голос поражал множеством характерных переливов. Вкрадчивый - Александра Корейко из "Золотого телёнка", внушительно-мудрый - Филиппа Филипповича Преображенского из "Собачьего сердца", нежно-назидательный - Звездочёта ("Про Красную Шапочку"), глубокий - чечёточника Беглова из "Зимнего вечера в Гаграх".
А какой отталкивающей хрипотцы он добавил в голос хромого итальянца-кладоискателя ("Невероятные приключения итальянцев в России")! А его профессор Плейшнер в "Семнадцати мгновениях весны", Валентин Воробьёв из "Стариков-разбойников" и режиссёр народного театра ("Берегись автомобиля")! Это же шедевральные образы, это такой чудесный профессионализм! Это было так здорово сделано!
Евстигнеев был разносторонним человеком. Он играл на многих музыкальных инструментах, красиво танцевал, имел безупречный музыкальный слух и творческое чутьё. В Москву он приехал из провинции (Горький, Владимир) немного помятым, нескладным, немодным. Первая жена Галина Волчек научила его хорошо одеваться, разбираться в галстуках, шляпах, запонках. Евстигнеев оказался хорошим учеником - через несколько дней после жизни в столице он зарекомендовал себя как человек, неплохо разбирающийся в моде и в умении произвести впечатление.
Сутуловатый, лысеющий, некрасивый - было первое впечатление при знакомстве с ним. Через несколько минут мнение менялось кардинально. Люди уже видели перед собой остроумного, симпатичного, неотразимого, притягательного человека.
Евгений Александрович любил женщин, а они - его. Галине Волчек изменил с Лилией Журкиной, той - с Ириной Цывиной. Измены были предопределены: Евстигнееву каждый раз требовалась подпитка в виде новой музы.
Его жён уже нет на свете. Одну он пережил, двое пережили его. Лилия Журкина лежит на Кунцевском кладбище, Цывина - на Троекуровском. Волчек - на Новодевичьем. Рядом с первым мужем - Евгением Евстигнеевым.
Прочитала о том, что Евгений Александрович плохо запоминал текст.
Однажды польский режиссёр Анджей Вайда решил посмотреть пьесу "На дне», где Евстигнеев играл Сатина:
«Человек — это звучит гордо» он произносил не пафосно, как это было принято, а с папиросой во рту. В результате хрестоматийный текст производил грандиозное впечатление. Но у Евстигнеева не мог запомнить текст и все время сокращал длинный монолог. Режиссер (Волчек) подошла к артисту и строго сказала:
— Женя! Завтра приедет Вайда. Выучи заново монолог, а то будет безумно стыдно.
На спектакле все шло хорошо. До монолога Сатина. — Человек — это я, ты… — начал актер… Повисла страшная пауза. Евстигнеев от волнения окончательно забыл слова и смог произнести лишь ключевую фразу: «Человек — это звучит гордо!» — после чего затянулся цигаркой и сплюнул.
Волчек в ужасе повернулась к Вайде и увидела, что тот плачет.
— Анджей, прости, он не сказал всех слов!!! Вайда, промокая глаза платком, ответил с польским акцентом:
«Галя! Зачем слова, когда он ТАК играет?!»
Вот такой он - Евгений Евстигнеев! Один среди многих. В октябре ему бы исполнилось 96 лет. Он мог бы ещё жить, если бы не больное сердце...Чистая и светлая память любимому актёру...