Историю интернет-рекламы и социальных сетей в России можно смело делить на ДО и ПОСЛЕ 2022 года, когда знакомые и привычные всем площадки стали в нашей стране запрещены и порицаемы, а на их место пришли другие, пока не очень удобные и не всегда понятные.
Главный тренд среди интернет-пользователей сегодня – регистрироваться в новых социальных сетях, но продолжать пользоваться старыми, каждый раз повторяя при этом как мантру: «Хорошо, что есть VPN».
Однако из-за нарушения алгоритмов, связанных с ограничениями, полноценно вести в них бизнес-странички или вернуться в старую подборку контента уже не получится. Поэтому стоит рассмотреть новые ресурсы и понять, как они могут быть полезны в продвижении вашей компании.
Ниже я проанализировала 14 интернет-каналов, в которых контент для российских пользователей доступен без ограничений. Начну, пожалуй, с самых известных и популярных.
1. ВКонтакте
Web-адрес: https://vk.com/
Специфика ресурса: исключительно российская аудитория. В этой соцсети можно вести частную страничку, бизнес-аккаунт или блог. Если кто-то до сих пор не оживил аккаунт в VK, очень рекомендую это сделать – сегодня это сообщество активно развивается.
Аудитория: от 25 до 35 лет, причем большая половина из них – 55 % – женщины. В наши дни сетью ежедневно пользуются 50 млн человек (данные 2022 г. link).
Популярные инструменты работы: посты, видео, истории, клипы (формат тик-ток), мессенджеры, сообщества, игры, объявления.
Возможности продвижения: новостная лента, таргет, объявления на cтенах сообществ, тизерная реклама. Форматы рекламы: универсальные записи, реклама с кнопкой, карусель, сбор заявок, реклама в историях. Самыми эффективными считаются первые два.
2. Одноклассники
Web-адрес: https://ok.ru/
Специфика ресурса: социальная сеть для общения с реальными друзьями или способ получения новостей. За многие действия здесь (закрытый профиль, подарки, оценка 5+) нужно платить внутренней валютой соцсети – ОК. Ее стоимость зависит от способа оплаты и страны проживания, в России составляет около 25 рублей за 20 ОК.
Аудитория: ежедневно – 40 млн человек (данные 2021 г. link) в возрасте 35–45 лет, 57 % – женщины.
Популярные инструменты работы: посты, видео, истории, прямые эфиры и реже сообщества. Также вы можете использовать виртуальную телефонию, приложения (с играми, тестами, квизами, анкетами), подарки (это особенность культуры в данной соцсети) и ОК-мастера (собственный маркетплейс).
Возможности продвижения: публикации, контент в группах, видео. Аудитория «в возрасте» не очень восприимчива к рекламе, зато здесь больше доверия к контенту, так как пользователи традиционно добавляют в друзья только тех, кого знают лично.
Советы для начинающих: важно понимать, что целевая аудитория «Одноклассников» довольно консервативна, поэтому контент должен быть простой. Легче всего продвигать здесь бытовые товары, еду или товары для хобби. С рекламой услуг будет сложнее, а вот новые технологии или товары класса люкс могут быть вообще проигнорированы аудиторией.
3. Telegram
Web-адрес: https://web.telegram.org/z/, а также приложение.
Специфики ресурса: социальная сеть сочетает в себе две функции – мессенджера и новостной ленты.
Аудитория: данной социальной сетью пользуются 500 млн человек (данные 2022 г. link). 61 % пользователей – мужчины, в среднем это люди в возрасте от 20 до 40 лет.
Популярные инструменты работы: информационные каналы, группы, чаты, комментарии к постам. Форматы работы: опросы, файлы, боты, ссылки или рекомендации, короткие видео- и аудиосообщения.
Возможности продвижения: на данный момент таргетированная реклама только тестируется, поэтому пока используется реклама ТГ-каналов напрямую от их создателей и в качестве рекомендаций на других каналах, а также размещение на бирже ссылок, реклама в чатах, совместные эфиры и т.д.
4. YouTube
Web-адрес: www.youtube.com
Специфики ресурса: популярнейший видеохостинг и второй по посещаемости сайт в мире. Это одна из немногих социальных сетей Meta, которая все еще доступна в России.
Аудитория: по состоянию на 2021-2022 годы в системе зарегистрировано более 2 млрд пользователей (официальная статистика канала). Ежемесячный охват российской аудитории составляет 82 млн человек, 53 % из них – женщины. Средний возраст пользователей от 18 до 45 лет.
Популярные инструменты работы: блоги, влоги, шоу, обзоры, короткометражки, лайфхаки, пранки, челленджи и шок-контент.
Возможности продвижения: с 7 апреля Роскомнадзор ввел запрет на рекламу всех продуктов Google (в том числе и YouTube). Поэтому единственная возможность продвижения в этой сети сегодня – высококачественный контент и встраивание в него рекламы «вручную», то есть напрямую через блогера.
5. RuTube
Web-адрес: https://rutube.ru/
Специфики ресурса: один из немногих ресурсов, где есть возможность получать 100 % дохода с видео вместо привычных 50 %.
Аудитория: от 14 до 34 лет. Ежемесячно данной социальной сетью пользуются 11 млн человек – данные февраля 2022 года. Большой процент платежеспособной аудитории.
Популярные инструменты работы: любые видеоформаты – в этом соцсеть схожа с YouTube.
Возможности продвижения: свободный доступ к любому контенту. Возможность таргетирования по лицензионности контента и категориям.
Советы для начинающих: используйте для продвижения видеорекламу хронометражом около 20 секунд.
6. Yappy
Web-адрес: https://yappy.media/
Специфика ресурса: отечественный молодой аналог TikTok. Это социальная сеть, платформа холдинга «Газпром-медиа», которая интересна возможностью не просто снимать и выкладывать ролики, но и создавать видеоколлаборации. Можно снимать и загружать ролики длительностью от 15 до 60 секунд.
Аудитория: от 12 до 54 лет. 59 % женщин 41 % мужчин.
Возможности продвижения: In-Feed Ad, видеопосты, брендированные ролики, реюзы на видео рекламодателя, амбассадорские проекты, маски и спецэффекты. Пользователи могут создавать ролики как самостоятельно, так и совместно с другими пользователями.
Советы для начинающих: использование этой социальной сети потребует от вас профессиональных навыков контентмейкера, так как без креативных видеороликов здесь не обойтись.
7. Яндекс.Дзен
Web-адрес: https://zen.yandex.ru/
Специфика ресурса: в отличие от других социальных сетей здесь публикуется информация в виде статей.
Аудитория: 52 % пользователей – женщины, средний возраст от 25 до 54 лет. Ежедневно данной социальной сетью пользуется 21 млн человек, 59 млн в месяц.
Популярные инструменты работы: статьи, посты и видео (от коротких в ленте и специальном разделе «Ролики» до полноценных обзоров и прямых эфиров). Через различные сервисы Яндекса можно добавить форму сбора заявок и вставить карточку товара.
Возможности продвижения: таргетированная реклама на показы в ленте, переходы на сайт, реклама в мобильном приложении Яндекса и самого Дзен.
Советы для начинающих: тщательно продумайте контент-план, так как статьи должны быть не очень длинными, но действительно интересными.
8. Clubhouse
Web-адрес: https://clubhaus.ru/
Специфика ресурса: социальная сеть, основанная только на звуковом общении. Пользователи могут слушать разговоры, интервью и дискуссии интересных людей на разные темы.
Аудитория: от 25 до 34 лет, 60 % пользователей – женщины. В данной социальной сети зарегистрировано более 600 тыс. человек из России.
Возможности продвижения: очень теплая и лояльная аудитория голосовых чатов дает возможность пригласить заинтересованных слушателей подписаться на блог, канал или аккаунт компании в социальных сетях.
Советы для начинающих: будьте готовы к голосовому формату в прямом эфире и отсутствию монетизации. И еще: аудитория ресурса пока микроскопическая, даже самые популярные сообщества все равно малочисленные.
9. WhatsApp
Web-адрес: https://www.whatsapp.com/
Специфика ресурса: это мессенджер, а не полноценная социальная сеть. Есть возможность создать бизнес-аккаунт для лучшего продвижения продукта.
Аудитория: от 25 до 34 лет. В данной социальной сети зарегистрировано более 2 млрд пользователей.
Возможности продвижения: реклама возможна только для бизнес-чатов. Чтобы создать рекламу в Ads Manager с переходом в WhatsApp, вам понадобится ранее созданный бизнес-профиль в приложении и рекламный аккаунт в Facebook. Также вы можете воспользоваться инструментом рассылки.
Советы для начинающих: сеть стоит использовать для общения с вашими клиентами, а не для спам-рассылки случайным людям.
10. Россграм
Web-адрес: https://rossgram.ru/
Специфика ресурса: российский аналог Instagram, до сих пор недоступен широкой аудитории. Пока тестовый доступ имеют только топ-блогеры, инвесторы, спонсоры. Несмотря на актуальный инфоповод, первые отзывы потенциальных пользователей весьма противоречивы. Помимо названия соцсети, аудитория критикует и стремление скопировать продукт вместо того, чтобы «сделать что-то свое».
Аудитория: от 18 до 55 лет. Создатель социальной сети Александр Зобов утверждает, что трафик на площадку за первые два дня составил более 75 тыс. пользователей, в дальнейшем он рассчитывает на как минимум миллион пользователей.
Возможности продвижения: информация о рекламных возможностях практически отсутствует, но можно предположить, что алгоритмы будут схожи с Instagram.
11. TenChat
Web-адрес: https://tenchat.ru/
Специфика ресурса: платформа объединяет в себе функционал Facebook, LinkedIn и WeChat. Основное отличие: внутри соцсети пользователи разделены на три большие категории – предпринимателей, сотрудников и фрилансеров. В зависимости от роли меняются алгоритмы ранжирования ленты, наполнение профиля и многие базовые возможности, такие как названия элементов и приоритизация сервисов.
Аудитория: от 18 до 30 лет. Сервисом пользуются 500 тыс. человек (данные на конец марта 2022 года).
Возможности продвижения: платформа только начинает развиваться, рекламных возможностей (за исключением UGC-размещений) нет.
Советы для начинающих: сеть хорошо использовать только в трех случаях – если ты фрилансер, сотрудник компании или владелец бизнеса. Для раскрутки бренда площадка слишком сложная и имеет ограниченную аудиторию.
12. Limbiko
Сайт: https://limbiko.ru/
Специфика ресурса: российская альтернатива запрещенной в России социальной сети Instagram, выполняет те же функции, действуют те же алгоритмы. Сейчас реализованы регистрация пользователей (через ВК и Телеграм), размещение фото- и видеоматериалов, функция обмена и репоста, приложение в Google Play.
Аудитория: российские пользователи от 18 до 54 лет. Небольшое количество пользователей (150 тыс. человек) связано с недавним релизом социальной сети (ее анонсировали в России 16 марта).
Возможности продвижения: пока ограничены (таргетированная реклама, рекомендации), так как социальная сеть только начала свое развитие.
Советы для начинающих: не стоит делать ставку на эту социальную сеть до ее полного становления. Пока она полупустая, и создается ощущение, что разработчики еще не приняли решение о дальнейшем развитии ресурса.
13. Now
Сайт: https://nowapp.me/
Специфика ресурса: сеть также является одним из аналогов Instagram. Основатель социальной сети и руководитель команды разработки – Дмитрий Маринин, бывший сотрудник Яндекса – сообщил о разработке новой сети 11 марта. На сегодня в сервисе реализованы размещение фотоматериалов, система оценивания постов и комментариев, алгоритмы для ранжирования постов в ленте пользователя, а также приложение в Google Play и App Store (beta-версии).
Аудитория: от 18 до 54 лет. Менее чем за месяц аудитория Now преодолела отметку в 200 тыс. пользователей, ежедневно регистрируется более 4 тыс. человек.
Возможности продвижения: разработчики пока не рассматривают предоставление рекламных возможностей как первоочередную задачу. Функционал для продвижения малого и среднего бизнеса в принципе еще не появился – например, нет возможности завести бизнес-аккаунт.
Советы для начинающих: можно попробовать сеть с расчетом на ее дальнейшую перспективу. Но пока ваши публикации ограничатся фотоконтентом, да и то без фильтров.
14. Pinterest
Сайт: https://www.pinterest.ru/
Специфика ресурса: социальная сеть, которая позволяет пользователям загружать изображения или видео, сохранять их, объединять в коллекции и делиться с другими. Главную ленту (Smart Feed) здесь формирует алгоритм, который анализирует запросы пользователя и подбирает наиболее подходящие пины (единицы контента).
Аудитория: 60 % женщин, 40 % мужчин. Каждый месяц 433 млн человек ищут на Pinterest идеи для новых покупок.
Возможности продвижения: разнообразные инструменты таргетированной рекламы по демографическим показателям, темам, ключевым словам и другим показателям. Можно воспользоваться автоматическим таргетингом: инструменты аналитики глубоко исследуют демографические данные, темы и поведение пинеров. Эта информация поможет оптимизировать целевую аудиторию и создавать более эффективные пины.
Советы для начинающих: действительно качественный и красивый фото- и видеоконтент поможет вам не только в популяризации вашего бренда, но и повышении лояльности аудитории к нему.
Если дочитали статью до конца – ставьте лайк автору!
Спасибо за внимание!
#маркетинг #смм #практичноиполезно
Гайд по социальным сетям в России – 2022
22 июля 202222 июл 2022
6
10 мин