Друзья, в эфире снова наша постоянная рубрика #неосуществленныепроекты.
В 1920-30-е годы советские архитекторы искали форму, в которой будет воплощен образ нового социалистического быта. Первой попыткой создания общественного сооружения нового типа стало проектирование Дворца Труда в 1922–1923 гг. Он должен был стать одним из самых масштабных сооружений в мире, среди подобного типа жилых строений.
Постройка планировалась на проспекте Маркса - на участке между площадями Революции и Театральной, Охотным рядом и Тверской улицей. Грандиозный комплекс должен был сочетать в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, горкома партии, музея, столовой и гостиницы.
Конкурс был объявлен Московским архитектурным обществом в сентябре 1922 года. К проекту Дворца предъявлялись следующие требования: главный зал должен был вмещать 8 тыс. чел., малый — 2,5 тыс. чел., «Башни здания (если таковые будут) желательно использовать под помещения обсерватории, радиостанции и пр. На здании возможно устройство — площадки для аэропланов» и ряд других. В состав жюри входили И.Э. Грабарь, И.В. Жолтовский, Ф.О. Шехтель, В.А. Семенов, И.И. Машков, председателем был А.В. Щусев.
Выставка проектов «Дворец Труда» открылась в марте 1923 года. На конкурс было представлено 47 интереснейших проектов, в том числе 18 из провинции. Конкурс вызвал большой резонанс в профессиональной сфере: проекты условно разделились на три группы по направленности архитектуры в условиях нового общества: архаизирующая романтика, индустриальная символика и складывающийся конструктивизм.
Первую премию получил проект Н.А. Троцкого под девизом «Мое решение» - наиболее яркий пример архаизирующей романтики. В основе монументальной композиции плана лежит большой зрительный зал, к которому примыкают малые залы и обслуживающие помещения.
Величественный объем эллиптического зала подчеркнут своего рода апсидами, в которых размещены лестницы, в этой тяжеловесной конструкции прослеживалось сходство с романской архитектурой.
Несмотря на первую премию, большинство архитекторов считали предложение Н. Троцкого не соответствующим идее Дворца труда и духу времени. А. В. Щусев позже писал: «Первая премия была дана неудачно из-за нескольких членов жюри, побоявшихся новаторства».
Обладателем второй премии стал инженер А.В. Кузнецов и архитектор С.А. Торопов с работой под девизом «Синий треугольник».
Третья премия отошла братьям А.А., Л.А., В.А. Весниным (девиз «Антенна») - их проект представлял новое творческое направление в архитектуре — конструктивизм.
Снаружи проект дворца прост, выразителен и современен. Внутри братьям Весниным удалось создать иное органическое решение самого задания, сконцентрировав по новому все помещения, отказавшись от всяких внутренних дворов и сложных конфигураций. В их проекте тщательно проработана функциональность и учтена возможность использования новейших конструкций и материалов. По задумке Весниных дворец должен был представлять собой единый амфитеатр зрительного зала эллиптической формы, окруженный пространством фойе. Этот объем главного зала соединяется горизонтальным висячим переходом с прямоугольным блоком, увенчанным 20-этажной башней. На вершине башни установлена решетчатая мачта-антенна, поддерживаемая растяжками.
Примером индустриальной символики был проект И. Голосова и Г. Людвига.
Основной объем большого зала напоминает неизвестный гигантский механизм, к нему вплотную прилегает целый конгломерат различных по характеру и масштабу помещений, создавая ассиметричную композицию. В результате создается впечатление не единого здания, а какого то нагромождения разрозненных частей. По задумке автора такое меняющееся сочетание архитектурных масс должно было передать динамику революции.
Предлагаем вам посмотреть и другие конкурсные работы:
Строительство Дворца труда даже не было начато. Отчасти потому что представленные на конкурс проекты не были готовы к немедленной реализации. Но главной причиной было то, что сама программа конкурса предопределяла неосуществимость такого сооружения из-за отсутствия необходимой технической и материальной базы.
В 1935 году месте планируемой постройки Дворца советов была возведена гостиница «Москва».
Ну а мы напоминаем, что история всегда рядом, на расстоянии вытянутой руки, держащей смартфон. С помощью нашего мобильного приложения AR.mos📱 жители и гости Москвы могут увидеть на экране своих телефонов утраченные архитектурные объекты на их исторических местах в режиме «дополненной реальности». Для этого нужно скачать приложение AR.mos на свой смартфон на официальном сайте проекта: https://ar.moscow/ или в Play Маркет / App Store.
И не забывайте подписаться на наш канал на Дзене и в Телеграм 😉
Читайте также:
#armos #архитектура #москва #дворецтруда #конкурспроектов