Ещё в апреле этого года Турция начала новый этап своих военных действий против Рабочей партии Курдистана в Северном Ираке. В принципе, никого такой ход событий не удивил: в прошлом (например, летом - осенью 2020 года) турецкие войска уже входили в Иракский Курдистан (ясное дело, без разрешения Багдада), вдобавок Турция имеет несколько баз на севере Ирака (хотя правительство Ирака уже давно и неоднократно требовало, чтобы турецкие силы покинули иракскую территорию).
В общем, с апреля Турция задействовала самолеты, вертолеты и спецназ против сил Рабочей партии Курдистана в приграничных иракских районах, но каких-то серьёзных успехов Анкара достичь там не смогла. Как существовали отряды курдов в горах Ирака, так и продолжили существовать. В мае и сам Ирак задействовал свои военные подразделения против сил РПК в округе Синджар - а все потому, что Рабочая партия Курдистана мешает и Анкаре, и Багдаду, и региональным властям Иракского Курдистана.
Но внезапно произошел инцидент, который поставил под вопрос само дальнейшее существование отношений между Турцией и Ираком. 20 июля Ирак заявил, что Турция применила артиллерию в приграничном районе, попав по курортной зоне в городе Заху в Иракском Курдистане. Турция тут же стала отрицать это и попыталась убедить Багдад, что не имеет отношения к этому инциденту. Одна из парламентских коалиций Ирака обвинила в произошедшем Рабочую партию Курдистана. При этом официальный Багдад после инцидента в Заху получил дипломатическую поддержку от Ирана, Лиги арабских государств и Кувейта.
Впервые за долгие годы Ирак прямо выступил против незаконного присутствия турецких баз на своей территории. Резонансный инцидент в Заху стал причиной для резкого всплеска недовольства в этой ближневосточной стране. Тысячи возмущенных иракцев осадили дипломатические учреждения Турции в Багдаде и Мосуле, потребовав от властей Ирака разорвать все отношения и договоры с Анкарой. Чтобы защитить турецкие консульства и посольство, Ирак развернул вокруг них подразделения своих сил безопасности.
МИД Ирака потребовал от Турции извиниться за произошедшее и убрать свои базы с иракской земли. Иракский парламент объявил о подготовке экстренного заседания с участием министра обороны и начальника Генерального штаба армии Ирака. Лидер движения иракских шиитов Муктада Ас-Садр, чья коалиция выиграла парламентские выборы в Ираке осенью 2021 года, выступил против действий Турции и пригрозил ей жёстким ответом.
Осложнилась ситуация ещё и внутриполитическим кризисом в Ираке, где возникла сильная напряженность между Муктадой Ас-Садром и влиятельным политическим деятелем Нури аль-Малики, который в прошлом был премьер-министром и вице-президентом Ирака.
А уже сегодня к турецкой базе в Иракском Курдистане подлетели два беспилотника. Как сообщили СМИ Ирана и Ирака со ссылкой на местные источники, турецкие войска сумели перехватить оба дрона. На данный момент неясно, кто их направил, но этот инцидент подтверждает общую напряженность, возникшую между Ираком и Турцией.
Вопрос лишь в том, как дальше будет реагировать Багдад. Турецкие войска в Иракском Курдистане присутствуют и строят базы уже много лет, при этом руководство Ирака на все их действия отвечало всегда одинаково - стандартным и особо ничего не значащим дипломатическим осуждением. Порой для Багдада турецкие действия против РПК были даже выгодными, ведь и Ираку не нравится, что многочисленные отряды Рабочей партии Курдистана контролируют отдельные горные районы на севере Ирака. В общем, возникла дилемма: с одной стороны, власти Ирака вынуждены как-то реагировать на действия Турции, иначе их ждёт ещё большее внутреннее недовольство, подогреваемое политическими противоречиями между различными партиями Ирака. С другой стороны, реагировать они особо-то и не могут, потому-что средств для воздействия на Анкару у Багдада почти нет. И главная причина этого - в самом Иракском Курдистане.
Демократическая партия Курдистана, которая управляет Иракским Курдистаном, имеет очень хорошие и тесные отношения с Турцией. Если с одними курдами (та самая РПК) Турция активно борется, то с другими курдами спокойно ведёт бизнес и выстраивает контакты. Иракский Курдистан, например, поставляет в Турцию нефть. Ну а Анкара задействует свои военные подразделения против Рабочей партии Курдистана, которая является конкурентом Демократической партии Курдистана.
Поэтому, исходя из всего написанного выше, можно сделать следующий вывод: на мой взгляд, серьёзной конфронтации между Ираком и Турцией не будет. По всей вероятности, стороны ограничатся парой громких заявлений и дипломатических шагов, но не более того.
#политика #новости #интересное
Понравилась публикация? Подписывайтесь на канал