Сегодня на повестке дня проект постановления Правительства Российской Федерации (далее – Проект), предполагающий внесение изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 (далее – Правила) (ID проекта: 02/07/07-22/00129219). Проект предусматривает:
- организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее – ПБ) юридическими лицами, применяющими взрывчатые материалы (далее – ВМ) промышленного назначения;
- установление требований по обеспечению эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий и сооружений (далее – ЗиС) на опасных производственных объектах (далее – ОПО);
- внесение изменений в Правила в части осуществления эксплуатирующими организациями контроля за соблюдением требований ПБ подрядными и субподрядными организациями, оказывающими услуги, связанные с эксплуатацией ОПО;
- наделение работника, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований ПБ, новыми правами и обязанностями.
Итак, обо всем по порядку.
Основания для разработки Проекта постановления
Проект разработан в соответствии с пунктом 2.1 протокола заседания комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Энергетика» по теме «О повышении уровня промышленной безопасности на угледобывающих предприятиях России» от 13.12.2021. Цель – реализация:
а) проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 1144919-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах» (далее – Законопроект). 18 мая 2021 года Законопроект был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении.
В настоящее время юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие применение ВМ промышленного назначения, не осуществляют производственный контроль – указано в пункте 3.1 формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта со средней степенью регулирующего воздействия Проекта. Также в упомянутой форме сообщается, что требования об осуществлении производственного контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими применение ВМ промышленного назначения предусмотрены Законопроектом. В целях реализации норм Законопроекта Проект дополнен соответствующими положениями;
б) указания заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новака в соответствии с письмом аппарата Правительства Российской Федерации от 21.03.2022 № П51-20475 по реализации Плана мероприятий по повышению уровня ПБ на ОПО в части установления требований к эксплуатационному контролю.
Необходимость внесения изменений в Правила в части обеспечения эксплуатационного контроля за техническим состоянием ЗиС на ОПО определена Правительством Российской Федерации на основании анализа результатов выездных внеплановых проверочных мероприятий, проведенных Ростехнадзором в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 № ЮБ-П9-7031, а также результатов технического расследования аварии, происшедшей 29 мая 2020 года на ОПО «Топливное хозяйство ТЭЦ-3» АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания». Цель – снижение риска возникновения аварий, масштаба их последствий на ОПО хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием ЗиС на ОПО
В качестве одной из основных задач производственного контроля Проект постановления предусматривает эксплуатационный контроль за техническим состоянием ЗиС на ОПО (подпункт «е» пункта 8 Правил). Как видно, новая задача не в организации эксплуатационного контроля, а в его непосредственном проведении. При этом в Проекте постановления эта задача дополнительно никак не раскрыта (не уточнен порядок ее реализации), а Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не содержит требований по проведению эксплуатационного контроля ЗиС на ОПО.
Поэтому возникают вопросы – что в Проекте подразумевается под эксплуатационным контролем за техническим состоянием ЗиС на ОПО: только мониторинг технического состояния или еще и обследование ЗиС? Кто его должен проводить: ответственный за осуществление производственного контроля за соблюдением требований ПБ или ответственный за эксплуатацию ЗиС? Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, предлагаем обратиться к требованиям действующего законодательства.
Оценка соответствия ЗиС, а также связанных с ними процессов эксплуатации в форме эксплуатационного контроля осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Частью 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен круг лиц, ответственных за эксплуатацию ЗиС (если иное не предусмотрено федеральным законом):
- собственник здания, сооружения;
- или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения;
- или привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
То есть кроме собственника ЗиС осуществлять эксплуатационный контроль ЗиС могут также другие физические и юридические лица. Другими словами, как можно будет реализовать указанное право на привлечение физического лица на основании договора для осуществления эксплуатационного контроля, если производственный контроль в соответствии с Проектом необходимо будет осуществлять самой организацией. Как известно, обязательные требования должны отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясными и понятными правоприменителю (организациям). Поэтому возможны уточнения этих новшеств Проекта.
При этом в настоящее время ответственным за эксплуатацию ЗиС в организации целесообразно учитывать, что приказом Росстандарта от 06.07.2022 № 1653 «О внесении изменения в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2020 г. № 687» уточнен Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 02.04.2020 № 687. Перечень теперь содержит 648 добровольных к применению актуальных нормативно-технических документов (национальных стандартов и сводов правил). К примеру, один из них – Межгосударственный стандарт ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», введенный в действие приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст. Стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности ЗиС. Он также не предполагает осуществления эксплуатационного контроля за техническим состоянием ЗиС на ОПО.
Осуществление производственного контроля юридическими лицами (ИП), осуществляющими применение ВМ промышленного назначения
Следующим новшеством Проекта постановления является организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований ПБ юридическими лицами, применяющими ВМ промышленного назначения.
В качестве новых обязанностей ответственного за осуществления производственного контроля за соблюдением требований ПБ включены:
- обеспечение контроля за устранением причин возникновения случаев утраты ВМ промышленного назначения;
- участие в техническом расследовании причин случаев утраты ВМ промышленного назначения.
Проект постановления также содержит уточняющее требование, когда положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению. Проектом предусмотрен такой новый случай: в соответствии с актом технического расследования случаев утраты взрывчатых веществ и изделий на их основе. Проект постановления предусматривает и другие изменения требований Правил с включением в них упоминания ВМ промышленного назначения.
При этом важно напомнить, что осуществление производственного контроля является одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателям лицензии (лицензиатам) в соответствии с положением о лицензировании деятельности, связанной с обращением ВМ промышленного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1435 (подпункт «е» пункта 4 указанного положения о лицензировании). Пункт 4 положения о лицензировании включен Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, утвержденный приказом Ростехнадзора от 19.03.2021 № 104.
Новые обязанности и права ответственного за осуществление производственного контроля
К новым обязанностям работника, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, отнесли среди прочих обеспечение контроля за достоверностью, полнотой и актуальностью информации и данных о состоянии ПБ в информационных системах. Цель – совершенствование систем безопасности и контроля, предотвращение фальсификаций показаний систем автоматического контроля.
Проект постановления предусматривает внесение изменений в Правила в части осуществления эксплуатирующими организациями контроля за соблюдением требований ПБ подрядными и субподрядными организациями, оказывающими услуги, связанные с эксплуатацией ОПО. Предусматривается, что ответственный, кроме обеспечения проведения контроля за соблюдением работниками ОПО требований ПБ, также будет обеспечивать этот контроль в отношении лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) на ОПО по гражданско-правовым договорам.
В отношении этих лиц проектируемыми нормами предусмотрено, что ответственный обязан информировать этих лиц о требованиях:
- ПБ;
- локальных нормативных актов эксплуатирующей организации к осуществлению таких работ (оказанию услуг);
- обоснования безопасности ОПО.
Кроме информирования о перечисленных требованиях предполагается, что ответственный должен будет обеспечивать контроль за их соблюдением этими лицами. В случае выявления нарушения требований ПБ ответственный будет обязан вносить этим лицам предложения. При этом его новым правом предполагается внесение руководителю эксплуатирующей организации предложений об изменении или расторжении договорных отношений с лицами, выполняющими работы (оказывающими услуги) на ОПО.
Еще одним новым правом, которым предлагается наделить ответственного за осуществление производственного контроля, является осуществление контроля готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО работников организации, ее собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных из числа работников организации, а также за состоянием систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии.
Подводя итог, отметим, что на сегодняшний день (по данным пояснительной записки к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», ID проекта: 02/07/07-22/00129343) количество организаций и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ОПО, составляет около 70000, а количество действующих ОПО составляет 178609 объектов, из них:
- ОПО I класса опасности – 2120 объектов;
- ОПО II класса опасности – 7760 объектов;
- ОПО III класса опасности – 96072 объекта;
- ОПО IV класса опасности – 72657 объектов.
При этом за 2019–2021 годы всего было зарегистрировано 28 394 ОПО, из них в 2021 году – 9649 ОПО. То есть в случае принятия новых изменений Правил в этих организациях и на этих объектах должны будут предприняты необходимые меры по их реализации. Предполагается, что постановление вступит в силу с 1 марта 2023 года, за исключением ряда пунктов, для которых установлен срок вступления в силу с 1 сентября 2023 года.
#промышленнаябезопасность #проверки #лнд #контроль #производство #техническоесостояние #требования #блогэксперта
Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.
Присоединяйтесь к нам на наших страницах в соцсетях ВК и ОК.
Другие статьи на нашем канале: