Родившийся ребенок попадает на воздух как в чужеродную для него среду, вызывающую необходимость самостоятельного дыхания. А вот плавательные рефлексы остаются еще несколько недель. Поэтому с давних пор известно, что новорожденный ребенок прекрасно держится в воде, может плавать и правильно дышать при этом. Этот факт не прошел
незамеченным для некоторых родителей и врачей. Перед ними возник вопрос: а нельзя ли применять этот «феномен» с пользой для ребенка?
Если продолжать заниматься с младенцем грудничковым плаванием, то плавательные рефлексы не угаснут. Более того, малыш будет неординарно развиваться, получать определенные необычные стимулы и укреплять здоровье. Ведь всем известно – вода уникальное средство лечения и профилактики болезней.
Более прогрессивно развитие грудничкового плавания шло в других странах. И совсем скоро в них возникли специальные исследовательские институты, занимающиеся вопросами развития детей в водной среде. Пионерами в этой области выступила австралийская семья Тиммерманс, которая занималась плаванием со своей дочкой с 16-ти дневного возраста.
Им также удалось добиться потрясающих результатов и открыть свою школу, в которую начали ездить родители с детьми из самых разных стран. Методика очень быстро стала распространяться в Америке, странах Европы, Японии. Министерство здравоохранения СССР одобрило подобные начинания лишь с конца 70-х годов.
Большое содействие этому нововведению оказал председатель федерации плавания Фирсов, выпустивший книгу о детском плавании. Вскоре практически во всех детских лечебных учреждениях открылись отделения, в которых дети вместе с мамами проходили специальные плавательно-оздоровительные курсы.
Обучение детей грудного возраста плаванию позволяет им развиваться более гармонично. Прежде всего, речь идет о физическом развитии.
Плавание способствует улучшению дыхательных характеристик легких, укреплению сердечно-сосудистой системы, развивает костно мышечный аппарат, функции печени и почек.
Особо благоприятно раннее плавание действует на центральную и периферическую нервную систему. Водные занятия вызывают активизацию иммунных реакций, стабилизируют обмен веществ, способствуют активной работе органов кроветворения. Дети, занимающиеся плаванием с грудного возраста, редко болеют патологией желудочно-кишечного тракта.
Психический фон маленьких пловцов тоже выглядит более стабильно, чем у остальных малышей. Активнее развиваются все виды памяти, наблюдается ровный эмоциональный фон, реже случаются аффективные вспышки. Дети быстрее и продуктивнее учатся.
Нахождение и движения в воде оказывают специфическое воздействие на организм младенца.
Рассмотрим, как же влияет плавание на ребенка.
- Сердечно-сосудистая система. Во время плавательных движений активизируется кровообращение, укрепляются стенки сосудов и мышца сердца. Дополнительное воздействие воды вызывает более активное движение крови по сосудам.
- Система органов дыхания. Плавание углубляет дыхательные движения, делает их более редкими. Усиливается дренажная функция легких, что способствует профилактике инфекционных заболеваний. Продувание носоглотки более активно ее очищает. Насморк и простуды у таких детей – редкость.
- Центральная нервная система. Плавание активизирует кровообращение в сосудах мозга, улучшая его питание и выведение продуктов метаболизма. Сама вода как фактор среды позитивно сказывается на работе психических реакций, улучшая настроение, повышая жизнерадостность.
- Костно-мышечный аппарат. Вода равномерно распределяет нагрузку на костные структуры, мышцы, связки и суставы, способствует их гармоничному развитию, предотвращая чрезмерное развитие отдельных звеньев этой системы.
- Двигательный аппарат укрепляется за счет преодоления сопротивления воды.
- Мочевыделительная система. Активные движения мышц вызывают усиленную работу сердца, ускоряют кровоток, способствуют продуктивной работе почек, выводящих шлаки и вредные вещества.
- Кожные покровы. Контакт кожи с водой приводит к усиленной функции потовых и сальных желез, открывает дополнительные поры, улучшает кожное дыхание. Большее количество крови, в том числе вышедшей из «депо», проходит по мелким кожным капиллярам, одновременно стимулируя процесс кроветворения.
Плавание полезно всем детям, кроме случаев противопоказаний. Но есть болезненные состояния, при которых оно просто необходимо.
Показания к грудничковому плаванию:
— состояние напряжения мышц (гипертонуса);
— мышечная вялость (гипотонус);
— низкого веса ребенка при рождении (менее 2,5 кг);
— дети, рожденных после кесарева сечения;
— заболевания суставов (дисплазий, артрозов);
— врожденные костно-мышечные дефекты;
— кривошея;
— детский церебральный паралич.
Важно: противопоказания к грудничковому плаванию определяет врач индивидуально для каждого малыша. Следует воздержаться от водных процедур, если у ребенка имеются:
— острые воспалительные процессы с повышенной температурой;
— кожные заболевания с выделениями;
— раны;
— гнойные процессы;
— психические заболевания с судорожными припадками;
— патология сердца с наличием сердечнососудистой недостаточности;
— прогрессирующая почечно-печеночная недостаточность;
— инфекционные заболевания, в том числе туберкулез, сифилис, вирусные гепатиты.
Самым оптимальным сроком начала занятий считаются три недели после рождения младенца. Через 2.5—3 месяца рефлексы утрачиваются.
Ребенка научить плавать будет очень тяжело. В этом случае придется откладывать занятия до 3—4 лет, когда малыш будет способен понимать и выполнять команды.