Эта статья больше адресована моим коллегам-методистам, хотелось бы поделиться своими размышлениями о Программе воспитания в системе дополнительного образования. Этот вопрос для меня до сих пор остаётся открытым.
Автор: Ольга Станиславовна Щедренко, методист, руководитель муниципального методического объединения методистов учреждений дополнительного образования.
И вот недавно, работая с нормативными документами, я ещё раз убедилась в том, что рабочей программы воспитания у нас не должно быть. И я сейчас не о самой воспитательной работе, а о том как мы читаем и работаем с документами.
С чего все началось...
Помните, два года назад в Федеральный закон "Об образовании в РФ" были внесены изменения в части воспитания. На основании этого были разработаны на федеральном уровне программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и учреждений профессионального образования. Но для дополнительного образования ничего не было. Опять забыли про дополнительное образование или всё-таки нас это не касалось?
В методическом сообществе начались бурные обсуждения. В нашем регионе разработали новые методические рекомендации с обязательным внесением рабочих программ воспитания в дополнительные общеобразовательные программы. Наличие рабочих программ стало обязательным критерием при прохождении независимой оценки качества программ, реализующихся в рамках персонифицированного финансирования.
И мы все поспешили в учреждениях разрабатывать рабочие программы воспитания. Вроде бы всё хорошо, мы молодцы: изучили примерные программы воспитания для школ и детских садов, выбрали то, что приемлемо для нас и организовали работу с педагогическим коллективом. Педагоги в очередной раз откорректировали свои программы, естественно не испытывая при этом радостного рвения.
Ну а теперь мои аналитические размышления:
Обратимся непосредственно к закону:
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
А что предусмотрено настоящим законом?
Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся
Эту статью цитировать полностью не буду. Обращу ваше внимание, что во всех пунктах речь идёт о воспитании учащихся при освоении ими основных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ.
Далее обращаемся к статье 12. Образовательные программы.
В этой статье даётся классификация образовательных программ. Основные образовательные программы реализуются в детских садах и школах.
Получается, что на законодательном уровне за учреждениями дополнительного образования не закреплена обязанность включать в свою структуру в общеразвивающие программы дополнительного образования воспитательный компонент.
А нужна ли нам рабочая программа воспитания в дополнительном образовании? Разве у нас не ведётся воспитательная работа?
Многие практики скажут, что система дополнительного образования всегда обладала большим воспитательным потенциалом и образовательный процесс в большей степени ориентирован на развитие личности ребёнка.
Но все-таки сегодня много обсуждений ведётся на государственном уровне на данную тему. К тому же в Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2030 года можно чётко увидеть ориентир на усиление воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных программ и организации воспитательного процесса.
Поэтому не удивлюсь, что нас в скором времени опять ожидают изменения, корректировки и новая документация.
Да, кстати, новый документ о снижении документационной нагрузки педагогических работников не касается педагогов дополнительного образования! Опять забыли про допобразование? Но эта уже тема другой статьи.
А в вашей организации внесли в дополнительные образовательные программы рабочую программу воспитания? Согласны ли вы с моими размышлениям? Давайте обсудим, коллеги!