Найти тему
Методист.54

Нужна ли рабочая программа воспитания в дополнительной общеобразовательной программе

Оглавление

Эта статья больше адресована моим коллегам-методистам, хотелось бы поделиться своими размышлениями о Программе воспитания в системе дополнительного образования. Этот вопрос для меня до сих пор остаётся открытым.

Автор: Ольга Станиславовна Щедренко, методист, руководитель муниципального методического объединения методистов учреждений дополнительного образования.

И вот недавно, работая с нормативными документами, я ещё раз убедилась в том, что рабочей программы воспитания у нас не должно быть. И я сейчас не о самой воспитательной работе, а о том как мы читаем и работаем с документами.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

С чего все началось...

Помните, два года назад в Федеральный закон "Об образовании в РФ" были внесены изменения в части воспитания. На основании этого были разработаны на федеральном уровне программы воспитания для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и учреждений профессионального образования. Но для дополнительного образования ничего не было. Опять забыли про дополнительное образование или всё-таки нас это не касалось?

В методическом сообществе начались бурные обсуждения. В нашем регионе разработали новые методические рекомендации с обязательным внесением рабочих программ воспитания в дополнительные общеобразовательные программы. Наличие рабочих программ стало обязательным критерием при прохождении независимой оценки качества программ, реализующихся в рамках персонифицированного финансирования.

И мы все поспешили в учреждениях разрабатывать рабочие программы воспитания. Вроде бы всё хорошо, мы молодцы: изучили примерные программы воспитания для школ и детских садов, выбрали то, что приемлемо для нас и организовали работу с педагогическим коллективом. Педагоги в очередной раз откорректировали свои программы, естественно не испытывая при этом радостного рвения.

скриншот
скриншот

Ну а теперь мои аналитические размышления:

Обратимся непосредственно к закону:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

А что предусмотрено настоящим законом?

Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся

Эту статью цитировать полностью не буду. Обращу ваше внимание, что во всех пунктах речь идёт о воспитании учащихся при освоении ими основных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ.

Далее обращаемся к статье 12. Образовательные программы.

В этой статье даётся классификация образовательных программ. Основные образовательные программы реализуются в детских садах и школах.

Получается, что на законодательном уровне за учреждениями дополнительного образования не закреплена обязанность включать в свою структуру в общеразвивающие программы дополнительного образования воспитательный компонент.

А нужна ли нам рабочая программа воспитания в дополнительном образовании? Разве у нас не ведётся воспитательная работа?

Многие практики скажут, что система дополнительного образования всегда обладала большим воспитательным потенциалом и образовательный процесс в большей степени ориентирован на развитие личности ребёнка.

Но все-таки сегодня много обсуждений ведётся на государственном уровне на данную тему. К тому же в Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2030 года можно чётко увидеть ориентир на усиление воспитательной составляющей в содержании дополнительных общеобразовательных программ и организации воспитательного процесса.

Поэтому не удивлюсь, что нас в скором времени опять ожидают изменения, корректировки и новая документация.

Да, кстати, новый документ о снижении документационной нагрузки педагогических работников не касается педагогов дополнительного образования! Опять забыли про допобразование? Но эта уже тема другой статьи.

А в вашей организации внесли в дополнительные образовательные программы рабочую программу воспитания? Согласны ли вы с моими размышлениям? Давайте обсудим, коллеги!