Когда готовил материал для прошлой публикации, посвященной посёлку Зеленый Бор, натолкнулся на два любопытных факта, разнесенных во времени, но перекликающихся между собой и связанных с местной ткацкой фабрикой. Начну же с недавних событий.
В Зеленом Бору есть так называемая Шуйско-Егорьевская фабрика, которая была образована еще в конце 19 века в1888 году.
Фабриченка входила в состав объединения «Шуйские ситцы» и работала вплоть до 2011 года, когда собственники по экономическим причинам решили закрыть ее на неопределенный срок. Этому предшествовало собрание местных чиновников и представителей собственника с рабочими фабрики. Как написал корреспондент местной газеты: «Собрание прошло бурно. Диалога не получилось – эмоции, захлестнувшие людей, помешали выстроить разговор в конструктивном русле. И понять работников фабрики можно: куда идти? что делать? как содержать семью?». Фабрика являлась градообразующим предприятием. Без работы остались более полутора сотен человек. Ситуация сложилась критическая, тем более что в большинстве семей на фабрике работали оба супруга. В общем, интересы рабочих были проигнорированы. Обычное дело.
Очень похожая ситуация приключилась здесь на заре советской власти. Взаимоотношения фабричной администрации с рабочими не заладились сразу же после революции. Вот выдержка из доклада инструктора Кочетова о поездке на фабрику Шуйской Егорьевской Мануфактуры. Нижеописанный факт очень характеризует отношения рабочих и хозяев в 1918 году.
"Заметка к пребыванию на фабрике Егорьевской мануфактуры: я, следуя с фабрики А.Т.Шорыгина на фабрику указанной (Егорьевской) Мануфактуры, поздно вечером остановился в одной из деревень (Якушове) не доезжая версты до фабрики для того, чтобы переночевать и с утра начать работу. В упомянутой деревне от всех жителей я слышу негодование на предпринимателей и администрацию Егорьевской фабрики в том, что они не хотели закупать пряжу и остановили фабрику... (сами) устраивают пирушки, в то время как рабочих без куска хлеба выбросили из фабрики, что со стороны рабочих вызывает возмущение, и ... был случай, когда фабрика была еще в ходу, в то время некто компаньон фабрики Геннадий Алексеевич приезжал на фабрику и в то же время рабочие стали у него просить надбавки, на что названный компаньон обнаживши свой член сказал: Вот что я могу вам прибавить на орехи! Рабочие возмущенные таким поступком, среди которых большинство были женщины, хотели его поколотить, но удержались, но с того времени Геннадий Алексеевич на фабрике не появлялся...". Из истории, как и из песни, слова не выкинешь.
Источники информации: сайты shuya.bezformata.com; mspros.ru