Сколько бы я ни выходила из купе, через два от меня в проходе стоит мальчик. Он виснет на перилах, смотрит в окно, что-то поёт. Вчера я стояла с пачкой чипсов, он подошёл и стал смотреть на меня.
⁃ Хочешь? - протягиваю пачку. Пятится назад. Улыбаюсь, протягиваю ближе к нему:
⁃ Бери!
Берет всю пачку. Смотрит на меня:
⁃ Забирай. Я наелась.
С выпученными глазами идёт в купе.
⁃ Мне отдали чипсы. Так можно?
Не знаю, что там ответили. Он снова вышел в проход и начал есть соленую картошку.
Вот, снова вышла. Он опять висит на перилах. Это уже двое суток. Пацан учится обходиться сам с собой. И вроде бы, что такого? Но дело в том, что у детей недостаточно информационного материала для развития. Внутри его не достаточно. Да, есть фантазия, но без внешних инъекций: вопросов, историй, обсуждений, рассказов - она ограничена. Знаете же такую фразу «ограниченная фантазия»? Вот, это отсюда. У неё есть рамки и за эти рамки ребячий мозг может выскочить только с помощью взрослых. Ну или… правильно: гаджетов. Почему дети в них? Потому что с ними, с гаджетами, интереснее.
Справедливости ради, стоит отметить, что есть семьи, в которых родители активно обращаются в адрес детей, но дети, все равно, уходят в телефон. Важны не только активность, но и качество обращения. Чтобы хотелось общаться со взрослым, он (взрослый) должен придерживаться нескольких правил:
⁃ мнение ребёнка важно, его интересы важны, его взгляды важны - их можно и нужно обсуждать, выясняя откуда такое видение (чтобы подкорректировать первоисточники, а не просто сказать: «это все чушь, вот так надо»)
⁃ ребёнок может сам выбирать темы, проявлять самостоятельность, инициативу: обсуждать и разговаривать не только на тему, которую предложат взрослые, но и сам предлагать; более того, ребёнка стоит побуждать предлагать темы!
⁃ он сможет вывезти разговор: иными словами, разговор достаточно легкий, чтобы ребёнку был понятен и достаточно сложный, чтобы был интересен; детям важно чувствовать себя компетентными, особенно важно, чтобы их компетентность поддерживалась взрослыми, аккуратно корректировалась в сторону прогресса
Общение — наше все. Не стоит забывать об этом и запускать такой важный инструмент выстраивания связей с детьми.