Практически сразу же после завершения танковых боев в районах западнее Воронежа оккупанты выгнали местное население убирать созревший на полях урожай.
Приехавший немецко-фашистский фотокорреспондент заснял этот процесс на фоне Sowjetischer Panzerfriedhof westlich Woronesch с подбитыми танками КВ-1.
На снимках немецкого фашиста мы видим сожженные танки КВ-1 из группы танков 148-й тяжелой танковой бригады 2-го танкового корпуса Брянского фронта, которые под командованием заместителя командира бригады Героя Советского Союза майора Ильченко прорвались утром 22 июля 1942 года в район села Медвежье Семилукского района Воронежской области.
На немецких фотографиях с Ebay по характерным повреждениям левого борта удалось найти сожженный танк КВ-1 позднего выпуска Челябинского Кировского завода с "упрощенной" башней, который виден и на заднем плане исходного снимке.
Как оказалось, на бортах и тыльном листе башни этого танка был нанесен бортовой номер 209.
Дальнейшее описание будет дано по книге Игоря Сдвижкова "Тайна гибели генерала Лизюкова" выпуска 2011 года, а также на основе доклада командира 148-й танковой бригады о боевых действиях бригады в период с 18 по 27 августа 1942 года, который ныне доступен для всех желающих на сайте Память народа.
Вечером 21 июля 1942 года командир 2-го танкового корпуса генерал Лизюков собрал командный состав танковых бригад корпуса в деревне Малая Верейка и поставил задачу на проведение ночного танкового рейда по тылам противника.
К утру 22 июля танковые бригады корпуса должны были пройти 20 км по немецким тылам и овладеть районом Медвежье. Головной бригадой назначалась 148-я тяжелая танковая бригада, которая после переправы через Верейку имела в исправном состоянии 16 танков КВ-1 и 18 танков Т-60. За ней двигались 26-я и 27-я танковые бригады корпуса.
Поставив задачу, генерал Лизюков убыл на командный пункт корпуса.
В 23.10 выступила головная походная застава под командованием начальника штаба бригады майора Михалева в составе трех танков КВ от 260-го танкового батальона и взвода танков Т-60 из 89-го танкового батальона с зажженными фарами.
Следом двигалась колонна 89-го танкового батальона, в голове которого следовал командир бригады подполковник Михайлин. Замыкал бригадную колонну 260-й танковый батальон.
Практические через 100 метров после выхода танков с исходных позиций в районе южной окраины села Большая Верейка немцы начали вести огонь по зажженным фарам танков ГПЗ.
В итоге в темноте танки бригады сравнительно быстро преодолели очаговую к тому времени оборону 542-го пехотного полка 387-й пехотной дивизии, но затем потеряли ориентировку и проблудили всю ночь между высотой 195,8 и Сомово.
При этом хвост колонны 260-го танкового батальона из трех танков КВ-1 отстал и остановился южнее высоты 188,5. За ними встала и 26-ю танковая бригада, командование которой вообще не предприняло никаких действий по продвижению своих танков следом за основными силами 148-й ТБР.
Уже в предрассветных сумерках прорвавшиеся танки 148-й ТБР удалось вновь собрать в походный порядок и продолжить движение по запланированному маршруту.
В 4.00 22 июля в районе высоты 195,8 танки бригады подверглись артиллерийскому обстрелу. Головной танк КВ-1 майора Михалева с бортовым номером 205 был сразу подбит.
Следующие за ним танки прорвались дальше к Медвежьему, но основные силы вступили в бой с артиллерией противника на высоте 195,8. В ходе этого боя, который шел до 7.00, было подбито и сожжено восемь танков КВ-1 из 148-й ТБР. Уцелевшим танкистам во главе с майором Михалевым Константином Васильевичем удалось в ночь на 23 июля выйти к своим.
В бою на высоте 195,8 погиб командир 148-й танковой бригады подполковник Михайлин Федор Михайлович. Недавно на форуме SmolBattle в теме по одному подмосковному частному военному музею удалось найти его фотографию (ссылка).
В некоторых документах ОБД Мемориал подполковник Михайлин числиться пропавшим без вести в октябре 1941 года командиром 27-й танковой бригады, однако погиб он в конце июля 1942 года в должности командира 148-й тяжелой танковой бригады 2-го танкового корпуса Брянского фронта.
Прорвавшиеся за высоту 195,8 танки 148-й ТБР во главе с заместителем командира бригады Героем Советского Союза майором Ильченко к 8.00 вышли к Медвежьему. Всего прорвалось пять танков КВ-1 и один Т-60. Противника в селе обнаружено не было.
К 10.00 в селе появилась пехота противника, поэтому было принято решение отойти на открытое место на высоты северо-восточнее села и ожидать там основные силы 2-го танкового корпуса.
Еще через несколько часов стало понятно, что, видимо, они не появятся. Было решено отойти на южные склоны высоты 187,9 и ждать там темноты для обратного прорыва к Большой Верейке.
Но к вечеру немцы подтянули в район самоходные орудия. Сразу были подбиты танки КВ-1 с бортовыми номерами 110 и 209. Остальные танки пошли в атаку на самоходные орудия, но были сожжены на высоте 187,9.
Оставшиеся в живых 11 танкистов, в том числе комиссар 260-го ТБ батальонный комиссар Головин и командир 89-го ТБ старший лейтенант Запорожец, вероятно, воспользовавшись начавшимся ливневым дождем сумели уйти с поля боя. 30 июля 1942 года эта группа танкистов вышла к своим.
В бою на высоте 187,9 погибли заместитель командира 148-й ТБР Герой Советского Союза майор Ильченко Николай Петрович и адъютант генерала Лизюкова капитан Пендак Владимир Савельевич, а начальник политотдела бригады батальонный комиссар Зуев Серафим Алексеевич пропал без вести.
Танки КВ-1, о которых шла речь выше, 148-я танковая бригада получила 18 июля 1942 года в количестве 20 штук. Судя по информации из отчета подполковника Бородавкина, в боях 22 июля в немецких тылах бригада потеряла 13 танков КВ-1. Так что к 23 июля в 148-й ТБР должно было остаться в наличии 7 танков КВ-1.
На этом пока всё. Продолжение следует, а дополнения и подписка приветствуются.
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/142496.html).
Список источников:
1. Сдвижков И.Ю. Тайна гибели генерала Лизюкова. М.: Вече, 2011;
2. Документы 148-й танковой бригады (сайт Подвиг народа).