Найти тему
Православие в Азии

Зачем мы жертвуем на храмы?

Есть один род милостыни особый. Во всякий день каждый верующий церковный человек, читая вечерние молитвы, произносит и такие слова: “Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную”. Те, кто ходит в церковь, за каждой службой слышат слова священника или диакона “Еще молимся … о создателях святого храма сего… о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся…” Это сугубая ектения, или просьба к верующим помолиться особо о приносящих плоды своих трудов и трудящихся в храме людей.

Кто же эти люди? И почему молятся о них особо, прося Господа исполнить их прошения (если они, конечно, ко спасению), прося даровать им вечную жизнь?

-2

Основав земную Церковь, Спаситель заботы о ее материальном существовании возложил на милосердие ее членов. Так Сам Иисус, покинув родной дом, три с половиной года жил как странник и пришелец милосердием и участием некоторых людей: Марии и Марфы из Магдалы, их брата Лазаря, Своей родственницы Саломии, некоего Симона и других. И после крестной смерти Спасителя Ему послужили богатые люди — Иосиф из Аримафеи, отдавший свою гробницу для погребения Христа, и Никодим, купивший все необходимое для этого обряда.

Традиционно и для чад Православной Церкви заботиться о священнослужителях и о Доме Божием — храме…

-3

Вы приходите в храм, видите сияющие подсвечники, промытые окна, чистые пелены у икон. Кто потрудился над этим? В каждом храме есть свои трудолюбивые и милосердные прихожанки, которые поддерживают чистоту в храме, помогают чинно совершаться богослужению, наблюдают за порядком. Осень ли, весна, прошел ли дождь, много дорожной грязи остается на полу после службы. Все это нужно вымыть. Да еще вычистить подсвечники, вымыть стеклышки у икон, лампадки. Постирать и погладить облачение. Сменить пелены у икон к празднику. И много, много чего еще, что только они, труженицы, знают. Случится ли, придет на службу не знающий церковного порядка человек, они подскажут ему, при случае и поправят: “Уж не обессудь, в чужой монастырь со своим уставом не ходят”. И все это они делают не за плату, а безвозмездно, Христа ради. Это их милостыня. Жертва. Кто был в Рождественском храме и рассматривал центральный иконостас, тот, может быть, заметил на верхнем ярусе фигуры женщин с кувшинчиками в руках, поднимающихся как бы по горным уступам к каменному отверстому Гробу Спасителя. Это жены-мироносицы, несущие ароматное масло, чтобы помазать тело распятого Иисуса. Масло и в древнем, и в современном религиозном искусстве — символ милости. Милостыня, оказанная Христу, то есть ради Христа, как бы поднимает этих женщин к Самому Воскресшему Богу. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф.5:7). И стоит мне, придя в храм, лишь только взглянуть на изображения спешащих к Гробу Господню мироносиц, как в памяти сами возникают имена наших рождественских “мироносиц”, так иногда называют милосердных тружениц, подвизающихся в церкви. “Еще молимся о здравии Анны, Марии, Антонины, Раисы, Лидии, Татианы…”

Казалось, милосердие никак не может быть подвергнуто осуждению. Но враг человеческий, ненавистник нашего спасения и здесь пытается помешать доброму делу. “Зачем такая трата средств на содержание и украшение храма? Можно ведь эти деньги отдать неимущим и тем послужить Христу”, — повторяют вслед за приезжими проповедниками некоторые горе-христиане. В ответ на эти упреки можно вспомнить одну евангельскую историю. Однажды в доме, где трапезовал Спаситель, к нему подошла женщина с алавастровым сосудом драгоценного мира и возлила ароматы на Иисуса. “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим” (Ин.12:5), — вознегодовал один из учеников. Был это Иуда, позже предавший Христа. “Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор” (Ин.12:6).

Так вот чьи слова повторяют некоторые “милосердные к неимущим” христиане! Что же ответил Иуде Христос? “Оставьте ее … ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня — не всегда” (Ин.12:7-8). Благотворение Христу выше нежели благотворение человеку. Храм мы называем Домом Божиим, невидимо в нем пребывает Господь. Украшение и содержание храма — желанная и драгоценная для Господа жертва.

-4

Милосердная жертва доступна каждому. Придя в храм, вы покупаете свечу, ставите ее перед иконой. Что это? Нужна ли свеча Спасителю, или Божией Матери, или Святому? Нет. Свеча — это символ вашей горячей молитвы. А заплатив за нее деньги, вы даете жертву на храм. Но если вы покупаете свечу с огорчением сердца, то лучше не покупайте ее вовсе. Господь примет вашу молитву и без нее. “Уделяй по расположению сердца”, — говорит Апостол (2Кор.9:7). Людей, редко бывающих в церкви, смущают ящички или кружки, имеющие надписи “на ремонт”, “на общую свечу”, “на масло”. Некоторым кажется, что с них беспрерывно требуют деньги. Но это не так. На поднос или в кружку вы кладете деньги лишь тогда, когда сами этого желаете и столько, сколько желаете. Но скажите, приятна ли Господу ваша жертва, если она дается не от чистого сердца, с огорчением, с пересудами или по принуждению? “Награда дается не за вынужденное, но за свободное дело”. Но не будем заниматься математическими подсчетами: кто кому? Бог ли нам, мы ли Богу. Проще, не сомневаясь, исполнить заповедь “просящему — дай!” Каждый сколько может.

Во время строительства Константинопольского храма одна богатая вдова, римлянка по имени Марция подарила храму восемь парфировых колонн необычайной ценности. На свои средства она доставила их морем из Рима в Константинополь. А Спаситель указал на бедную вдову, положившую в сокровищницу храма всего две лепты, как на самую щедрую благотворительницу. Кто сколько может.

Прежде каждый храм имел своих попечителей, богатых благодетелей, на средства которых, в основном, и содержался. После политического переворота 1917 года казалось, что о благотворительности для церкви не могло быть и речи. Но никакая политическая система не может отменить Бога. Господь все Тот же, заповеди все те же. Известно множество случаев, когда люди, занимавшие значительные должности, не имеющие возможности открыто прийти в храм, благотворили ему. Кто-то помогал достать дефицитный, особенно после войны, стройматериал. Кто-то ставил свою подпись на разрешении подключить храм к энергосети. А какой-то, пусть даже начальник, оберегал от притеснений.

-5

Сейчас директора, владельцы предприятий, а также люди с большими возможностями беспрепятственно могут благотворить нашей Церкви. Появилось новое слово — спонсоры. Слава Богу, некоторые люди входят в наши проблемы, помогают. Мы даже завели отдельную книжечку — синодик поминать благотворителей. Без них в современных экономических условиях ни один храм не выжил бы, как, впрочем, и в дореволюционные годы. Отопление, свет, крыша, газ — это наши заботы. Но это и люди. За решением каждой проблемы стоит человек или несколько, которые не по долгу службы, не из какой-то корысти, престижа или моды, а по расположению сердца уделяют храму то, чем могут помочь. Будь то деньги, материалы, трудовые руки, квалифицированный совет. Мы радуемся за них, ибо по словам Апостола: “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” (2Кор.9:6).

И все же бывает грустно. Одна пожилая прихожанка сказала, что даже во время войны наш храм выглядел лучше, потому что люди больше заботились о нем. Их сердца лежали к храму, он был своим. Теперь всем все равно. Очень жаль, но похоже на правду. Не всем, но очень многим все равно. Все труднее найти помощников.

Да, иногда кажется, что уйдут от болезней или по старости наши “мироносицы” и некому будет заботиться о Доме Божием, некому петь на клиросе, печь просфоры. Грустно.

Но тогда я вспоминаю раннее утро, “утро глубоко”, как поется в пасхальном песнопении, и группу женщин с кувшинчиками масла, спешащих к каменному Гробу. Вспоминаю наш Рождественский иконостас с фигурами мироносиц, поднимающихся в гору, и печаль проходит.

И верится, что опять кто-то придет, чтобы отдать свое любящее сердце и трудовые руки, свои таланты и умение ради Господа, ради Христа, как щедрую милостыню родному храму. Да и не может быть иначе. Без дел милосердия нам не спастись, не подняться к воскресшему Спасителю. А потому, братья и сестры, не будем забывать о чудесной милостыне. И пусть она стоит за нами, когда мы с надеждой взываем к Господу даже в самой короткой молитве: “Господи, помилуй”. Аминь.

Автор: Священник Сергий Николаев

Помочь православным общинам в Юго-Восточной Азии можно здесь. Спаси вас Бог!

#Дела Милосердия #христианские добродетели #exarchateasia_charity