В прошлой публикации я рассказала о Николае Рябушинском и его вилле "Чёрный лебедь". Но не безграничное расточительство и не дорогостоящие причуды богача сделали Николая Павловича одной из важных фигур в истории отечественной культуры. Николай Павлович - часть того уникального явления, каким является русское меценатство.
Журнал "Золотое руно"
Конечно, он хотел известности. Его кумиром и примером для него был Сергей Дягилев. В самом конце 19 века усилиями Дягилева был создан литературно-художественный журнал "Мир искусства". Так же называлось и объединение молодых петербуржских художников, куда входили Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Сомов. Это были молодые аристократы, ставившие эстетическую сферу искусства во главу угла и не считавшие возможным насильно привносить в искусство этическую составляющую. Такова была на рубеже веков реакция на идейное наполнение и некоторую политическую ангажированность, в частности, искусства передвижников.
После 1904 года объединение "Мир искусства" в своём первоначальном виде перестало существовать. Но поиск новой эстетики, новой живописной красоты продолжался. В этих исканиях объединились новые молодые художники, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества: Павел Кузнецов, Сергей Судейкин, Николай Крымов, Мартирос Сарьян. Они выбрали путь чистейшего живописного символизма. И это оказалось очень созвучно мироощущению Николая Рябушинского. Он увлёкся идеями художников-символистов и задумал издавать новый художественный журнал. Задумал - и осуществил задуманное. Более того, привлёк к участию в журнале бывших "мирискусников": Бенуа, Бакста, Сомова, Лансере и других. В литературном разделе журнала сотрудничали Блок, Мережковский, Белый, Волошин, Бальмонт, Брюсов, Вячеслав Иванов - ведущие литераторы Серебряного века.
Первый номер журнала вышел в 1906 году. И, как всегда у Николая Рябушинского: самая лучшая бумага, великолепные иллюстрации, полиграфия высочайшего качества и...банкет в ресторане "Метрополь" по случаю выхода первых номеров.
+Многие осуждали журнал за претенциозную роскошь, однако нельзя было не признать его качество и содержательность. Он действительно представлял панораму художественной жизни своего времени, причём не только в России. Например, один из номеров был посвящён Анри Матиссу. Вообще, многие исследователи считают, что именно Николай Рябушинский познакомил русскую публику с этим художником.
Даже критически настроенный Валерий Брюсов признавал:
"Я не могу не воздать должного этому изданию, как прекрасному по внешности, так и очень интересному по содержанию"
Однако расходы на издание не только не окупались. Львиную долю Рябушинский возмещал из собственных средств. Наталья Думова в книге "Московские меценаты" приводит такие цифры: в 1906 году доходы от продаж журнала составили 12 тысяч рублей, а расходы - 80 тысяч. Но Николай Павлович добился цели: журнал получил признание у читателей, а сам он обрёл столь желанную известность. В 1907 году тогда ещё молодой журналист, а позднее - известный писатель Корней Чуковский в дневнике упоминает Павла Павловича Рябушинского, при этом объясняет, кто он такой: брат "Золотого руна".
Голубая роза
Так себя именовала та самая группа художников-символистов, которые вдохновили Николая Павловича на издание журнала. Но его увлечения и проекты не ограничились одним лишь журналом. Четыре выставки организовал он в период с 1907 по 1910 гг.
Первой была выставка, которая так и называлась: Голубая роза. Даже это название символично. Голубая роза - что-то фантастическое, нездешнее, призрачное, чего не существует. Кумиром "голуборозовцев" был саратовский художник Борисов-Мусатов. Его живопись - призрачная, похожая на сон, на грёзу послужила основой для всей эстетики этого художественного направления. "Призраки" - так и называется одна из его картин.
Вернисаж был под стать общему настроению живописи "Голубой розы". Картины развесили на значительном расстоянии друг от друга, чтобы ничто не мешало восприятию. В залах с помощью щитов, обитых материей, выгородили уютные уголки, в которых расставили столики и кресла с гнутыми ножками, в стиле модерн. Играла тихая музыка. Пространство выставки утопало в цветах. Художники безмолвно стояли возле своих картин, и в петлицах у них тоже были цветы. Всё вокруг создавало ощущение камерности, интимности. И живопись соответствовала.
Вот что написал Игорь Грабарь в статье о "Голубой розе":
"На стенах, обитых тонкой материей, приятных - сказал бы: слишком приятных, - серых тонов, висели картины, почти не отличавшиеся по краскам от этой обивки. Казалось, что всем участникам была предложена общая гамма, в которой решено было выдержать всю выставку"
Справедливости ради, надо сказать, что в дальнейшем художники пришли всё же к большей колористической насыщенности, однако общая интонация сдержанности у большинства из них сохранилась, за исключением, пожалуй, Сарьяна, поздние работы которого отличаются необыкновенно энергичным, ярким колоритом.
Выставка имела огромный резонанс. Друг Николая Рябушинского, художник С.А. Виноградов считал, что это во многом было обусловлено организационным и декоративным талантом Рябушинского. Вот как Виноградов вспоминал о выставке:
"Первая выставка "Голубой розы" была сенсацией в московском мире искусства. И устроена она была с такой исключительной изысканностью красоты, что подобного не видали никогда"
После "Голубой розы" было ещё три выставки, организованные под эгидой журнала "Золотое руно".
В 1908 году пошла выставка "Салон "Золотого руна", где наряду с работами участников "Голубой розы", был представлен большой французский раздел, для которого из Франции были доставлены полотна Писсарро, Дега, Сезанна, Гогена, Ван Гога. Возможно, не все они были картинами первого ряда, уступали шедеврам из коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова, но были и первоклассные работы. Например, выставлялось "Ночное кафе" Ван Гога, которое, к слову сказать, и куплено было на выставке Иваном Морозовым,
Так же были представлены работы Мориса Дени, Сильвестра Боннара. Большой интерес вызвали представители французского художественного авангарда - "фовисты": Дерен, Ван Донген, Марке, Матисс.
На этой же выставке появились работы русских художественных авангардистов Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова.
Произведения именно этих художников стали центром второй выставки картин "Золотое руно", открывшейся в январе 1909 года. Так что можно сказать, что и с ними познакомил московскую публику Николай Рябушинский.
На второй выставке "Золотого руна" также был представлен французский раздел. Он был меньше, чем на первой выставке, но хорошего качества. Были выставлены работы Матисса, Дерена, Ван Донгена, Марке, Вламинка, Брака.
Третья выставка была целиком посвящена новейшей отечественной живописи. Гончарова, Ларионов, Кончаловский, Машков, Фальк имели шумный успех.
Выставки, проведённые Рябушинским, полностью отразили особенности переходного этапа в русском искусстве, зарождение русского авангарда и тесную связь русской культуры с культурой Запада. В этом фундаментальная ценность деятельности Николая Рябушинского как издателя и мецената. Журналу Рябушинского и его выставочной деятельности посвящены серьёзные искусствоведческие исследования. В конце 1980-х годов в США вышла монография "Золотое руно " и русский модернизм". Автор этой работы Уильям Ричардсон, рассуждая об изменениях в художественной культуре и менталитете человечества на рубеже 19 и 20 веков, говорит о "Золотом руне", что оно совершило главное:
"...выразило эти ментальные перемены и твердо заняло свое место на стороне будущего"
Эпилог
Я уже упоминала о том, что вся эта деятельность не только не приносила дохода, а лишь умножала расходы. Как и карточная игра - одно из роковых пристрастий Рябушинского. Об этом я рассказала в прошлой публикации. В 1909 году Николай Рябушинский разорился, и издание журнала прекратилось. Николай Павлович лихорадочно собирал деньги, чтобы завершить издание журнала за 1909 год. Последние номера вышли только в начале 1910 года. В 1911 году были пущены с молотка картины и скульптуры старых европейских мастеров из коллекции Рябушинского. Была продана принадлежавшая Николаю Павловичу часть семейного загородного имения. Он продолжал вращаться в кругах художественной интеллигенции и участвовал в выставках в Москве и Петербурге в 1911, 1912 и 1913 гг., но уже не как меценат, а как участник экспозиции, потому что сам он оже писал картины. На вилле "Чёрный лебедь" была для этого устроена мастерская. Потом был пожар на вилле, потом отъезд заграницу и долгая, непростая жизнь там, но это отдельная история.
А я заканчиваю свой рассказ о ярком и противоречивом человеке. Какими бы разными, иногда тщеславными, ни были его мотивы, нельзя не признать его выдающийся вклад как мецената в развитие русского искусства на рубеже 19 и 20 веков. Как бы там ни было, этому не очень аристократичному, недостаточно хорошо образованному, не отличавшемуся изысканными манерами человеку, которого многие не любили, всё-таки удалось войти в историю, благодаря азарту, дерзости, энергии, художественному вкусу и чутью, а главное - благодаря искренности, с которой он отдавался своим увлечениям и которая в конце концов убеждала даже людей, поначалу принимавших его в штыки.
Николай Павлович Рябушинский закончил свои дни в 1951 году в больнице после операции и похоронен на Восточном кладбище в Ницце. На следующий день газета "Утро Ниццы" поместила на своих страницах большой некролог, полный тёплых слов о Николае Павловиче. В некрологе сообщалось о последней просьбе, высказанной в письме, которое он оставил другу накануне операции:
"...просил передать свой последний привет сестрам и братьям, рассеянным по миру, всем женщинам, которых он любил, и всем своим друзьям"
Картины художников "Голубой розы", которых опекал Николай Рябушинский, украшают сегодня собрание Третьяковской галереи. Когда будете в зале, где выставлены полотна Кузнецова, Сапунова, Судейкина, Крымова, Сарьяна - вспомните, кто помог этим художникам выйти в большой мир.
До новых встреч.
Предыдущую публикацию о Николае Рябушинском смотрите здесь.
Перечень моих экскурсий по Москве, цены и контакты смотрите здесь.
#прогулкипомоскве##достопримечательности#