Фильм по рассказу Джо Хилла (сын Стивена Кинга) 2004 года хорош настолько, что папа мог бы позавидовать удачливости сына с экранизацией. История постановочно раз в десять проще, чем «Оно», и в несколько раз менее пафосная, но при этом достаточно лиричная, без лишних слов, и художественная.
«Чёрный телефон» – фильм студии Blumhouse, которая умеет удивлять. Режиссер Скотт Дерриксон, автор «Синистера», снова снимает в главной роли Итана Хоука. На этот раз это, как сейчас модно, ретрохоррор. С очевидным влиянием эстетики Стивена Кинга.
В пригороде Денвера в 1978 году пропадают подростки. Недавно потерялся Брюс, лучший школьный бейсболист. 13-летнего Финни (Мэйсон Темз) достают хулиганы. Но у него есть друзья: сестра Гвен (Мадлен Магроу), которая видит вещие сны, и Робин, самый сильный в параллели.
Отец у Финни и сестры так себе, нервный выпивоха-неудачник, срывающийся на детях. Когда проблемы, он не помогает. Похитителя прозвали Хватателем (Граббером, если угодно). Однажды Гвен увидела его во сне, что удивило ФБР и разозлило отца. А потом пропал тот самый сильный мальчик. А потом Финни.
Он оказывается в глухом подвале героя Итана Хоука – фрика на черном минивене, типа фокусника с черными надувными шарами и в дьявольской маске. У Финна нет плана на спасение. Но внезапно звенит обесточенный телефон. Мальчик в ситуации эскейп-рум, для спасения нужно решать квесты, пользуясь подсказками от ранее похищенных детей.
Эта выглядит как оммаж «Оно», дающий похожую историю, но без жрущего подростковые страхи Пеннивайза. Место фэнтези-клоуна занимает обычный серийник-психопат. Выходит как «Оно» наоборот: паранормально тут проявляется не злодей, а наоборот – детишки. Паранормальное тут скорее за хороших, возможно, светлая сила.
Все остальное на месте: субурбия, дождевики, велосипеды, надувные шарики, маска с устрашающей улыбкой, навязчивые хулиганы, пропадающие дети, победа над монстром общими усилиями пацанов.
Как часто бывает у Кинга, это история взросления. И довольно суровая. На дворе вторая половина 70-х, панк-рок, Pink Floyd, Motörhead, «Техасская резня бензопилой», которую один из героев называет лучшим фильмом десятилетия. Картинка с безрадостно приглушенными цветами. Дети дерутся как в колонии для несовершеннолетних.
И учатся на ошибках. Делают первый шаг, что-то понимают, что-то узнают, где-то терпят поражение и передают опыт. Это и есть путь к взрослению. На котором всегда немало пугающего, сбивающего с ног и травмирующего. Даже без всяких злодеев в масках.
Борьба с мрачным типом, одержимым наказанием «плохих мальчиков» выглядит аллегорией подготовки вхождения подростка в наполненный кризисами, разочарованием и упадничеством 70-х взрослый мир, в котором не так много надежд на правосудие и социальную справедливость, а романтизм 60-х забыт, примерно так, как отец детишек пытается вычеркнуть из памяти склонную к метафизике жену, возможно, хипповавшую и расширявшую сознание, дойдя до пророчеств.
При трактовке фильма неоднократно приходится говорить «возможно». Постановщик Дерриксон не дает многословных назиданий, он чаще молчит и поэтому местами начинает выглядеть умным. Или он действительно набрался ума. Почему бы нет? При всей лаконичности в фильме есть место для притчи, и адекватен статусу elevated horror.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!