Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

«Чёрный телефон» – классная история взросления от сына Стивена Кинга

Фильм по рассказу Джо Хилла (сын Стивена Кинга) 2004 года хорош настолько, что папа мог бы позавидовать удачливости сына с экранизацией. История постановочно раз в десять проще, чем «Оно», и в несколько раз менее пафосная, но при этом достаточно лиричная, без лишних слов, и художественная. «Чёрный телефон» – фильм студии Blumhouse, которая умеет удивлять. Режиссер Скотт Дерриксон, автор «Синистера», снова снимает в главной роли Итана Хоука. На этот раз это, как сейчас модно, ретрохоррор. С очевидным влиянием эстетики Стивена Кинга. В пригороде Денвера в 1978 году пропадают подростки. Недавно потерялся Брюс, лучший школьный бейсболист. 13-летнего Финни (Мэйсон Темз) достают хулиганы. Но у него есть друзья: сестра Гвен (Мадлен Магроу), которая видит вещие сны, и Робин, самый сильный в параллели. Отец у Финни и сестры так себе, нервный выпивоха-неудачник, срывающийся на детях. Когда проблемы, он не помогает. Похитителя прозвали Хватателем (Граббером, если угодно). Однажды Гвен увидела

Фильм по рассказу Джо Хилла (сын Стивена Кинга) 2004 года хорош настолько, что папа мог бы позавидовать удачливости сына с экранизацией. История постановочно раз в десять проще, чем «Оно», и в несколько раз менее пафосная, но при этом достаточно лиричная, без лишних слов, и художественная.

Кадр из к/ф «Чёрный телефон».
Кадр из к/ф «Чёрный телефон».

«Чёрный телефон» – фильм студии Blumhouse, которая умеет удивлять. Режиссер Скотт Дерриксон, автор «Синистера», снова снимает в главной роли Итана Хоука. На этот раз это, как сейчас модно, ретрохоррор. С очевидным влиянием эстетики Стивена Кинга.

В пригороде Денвера в 1978 году пропадают подростки. Недавно потерялся Брюс, лучший школьный бейсболист. 13-летнего Финни (Мэйсон Темз) достают хулиганы. Но у него есть друзья: сестра Гвен (Мадлен Магроу), которая видит вещие сны, и Робин, самый сильный в параллели.

Отец у Финни и сестры так себе, нервный выпивоха-неудачник, срывающийся на детях. Когда проблемы, он не помогает. Похитителя прозвали Хватателем (Граббером, если угодно). Однажды Гвен увидела его во сне, что удивило ФБР и разозлило отца. А потом пропал тот самый сильный мальчик. А потом Финни.

Кадр из к/ф «Чёрный телефон».
Кадр из к/ф «Чёрный телефон».

Он оказывается в глухом подвале героя Итана Хоука – фрика на черном минивене, типа фокусника с черными надувными шарами и в дьявольской маске. У Финна нет плана на спасение. Но внезапно звенит обесточенный телефон. Мальчик в ситуации эскейп-рум, для спасения нужно решать квесты, пользуясь подсказками от ранее похищенных детей.

Эта выглядит как оммаж «Оно», дающий похожую историю, но без жрущего подростковые страхи Пеннивайза. Место фэнтези-клоуна занимает обычный серийник-психопат. Выходит как «Оно» наоборот: паранормально тут проявляется не злодей, а наоборот – детишки. Паранормальное тут скорее за хороших, возможно, светлая сила.

Итан Хоук хорош в роли злодея. Кадр из к/ф «Чёрный телефон».
Итан Хоук хорош в роли злодея. Кадр из к/ф «Чёрный телефон».

Все остальное на месте: субурбия, дождевики, велосипеды, надувные шарики, маска с устрашающей улыбкой, навязчивые хулиганы, пропадающие дети, победа над монстром общими усилиями пацанов.

Как часто бывает у Кинга, это история взросления. И довольно суровая. На дворе вторая половина 70-х, панк-рок, Pink Floyd, Motörhead, «Техасская резня бензопилой», которую один из героев называет лучшим фильмом десятилетия. Картинка с безрадостно приглушенными цветами. Дети дерутся как в колонии для несовершеннолетних.

И учатся на ошибках. Делают первый шаг, что-то понимают, что-то узнают, где-то терпят поражение и передают опыт. Это и есть путь к взрослению. На котором всегда немало пугающего, сбивающего с ног и травмирующего. Даже без всяких злодеев в масках.

Кадр из к/ф «Чёрный телефон».
Кадр из к/ф «Чёрный телефон».

Борьба с мрачным типом, одержимым наказанием «плохих мальчиков» выглядит аллегорией подготовки вхождения подростка в наполненный кризисами, разочарованием и упадничеством 70-х взрослый мир, в котором не так много надежд на правосудие и социальную справедливость, а романтизм 60-х забыт, примерно так, как отец детишек пытается вычеркнуть из памяти склонную к метафизике жену, возможно, хипповавшую и расширявшую сознание, дойдя до пророчеств.

При трактовке фильма неоднократно приходится говорить «возможно». Постановщик Дерриксон не дает многословных назиданий, он чаще молчит и поэтому местами начинает выглядеть умным. Или он действительно набрался ума. Почему бы нет? При всей лаконичности в фильме есть место для притчи, и адекватен статусу elevated horror.

У актеров  Мэйсона Темза и Мадлен Магроу хорошие перспективы. 
Кадр из к/ф «Чёрный телефон».
У актеров Мэйсона Темза и Мадлен Магроу хорошие перспективы. Кадр из к/ф «Чёрный телефон».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!