Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Снятие осады Белграда в 1456 году: когда «добыча» превратилась в «охотников»

22 июля 1456 года решающей победой венгров над османами завершилась почти трёхнедельная осада Белграда. И, по мнению некоторых современников, это определило судьбу не только Венгерского королевства, но и христианства в Европе.

Как же всё начиналось? После падения Константинополя в 1453 году, султан Османской империи Мехмед II обратил свои взоры в сторону маленькой, но непокорной Венгрии, правители которой никак не желали склониться перед могуществом османов.

Догадываясь о том, куда будет нанесён yдар, венгерский полководец Янош Хyньяди ещё с конца 1455 года начал готовить белградскую крепость к осадному положению. Он закупил за свои деньги припасы, вооружил солдат гарнизона и занялся сбором ополчения и флота. Можно только догадываться, каких усилий это ему стоило. Ведь аристократия не спешила поддержать Хyньяди, опасаясь усиления его власти, а потому действовать венгерскому генералу приходилось в основном самостоятельно и за свой счёт.

Как бы там ни было, при поддержке католической церкви ему всё же удалось собрать войско численностью в 25-30 тысяч человек, ядро которого составляла дворянская конница. Но были там и наёмники из числа иностранных рыцарей и даже мелкие землевладельцы с крестьянами. Последние были плохо вооружены (экипировку большинства составляли только косы да пращи), но при этом решительно настроены.

Летом 1456 года 60-70-тысячная армия Мехмеда подошла к стенам Белграда и осадила крепость. К этому времени Хyньяди ещё не успел собрать войско и всё, чем располагали тогда защитники Белградской крепости — это гарнизоном в 5-7 тысяч человек.

Султан разделил своё войско на три части. На правом фланге он разместил румелийский корпус, усиленный 300 пушками. На левом — тяжёлую пехоту из Анатолии. В центре же находились янычары: его личная гвардия, краса и гордость османского войска. К северо-западу от Белграда разместился флот численностью в 200 кораблей, а на востоке — тяжёлая кавалерия или, как их называли в Османской империи, сипахи. Мехмед полагал, что он полностью отрезал венграм возможность подвести к крепости подкрепление или как-нибудь зайти к нему в тыл.

Тем временем Хyньяди на юге Венгрии собирал легкоконные отряды, и, объединив свою армию с силами, собранными папским легатом кардиналом Иоанном Капистранским, поспешил в Белград. Теперь в его распоряжении было войско численностью в 40-50 тысяч человек и небольшой флот, а значит, уже было что противопоставить османам.

14 июля он подошёл к полностью окружённому Белграду, где разгромил султанский флот и тем самым получил возможность поставлять в город продовольствие и подкрепления.

Но осада всё ещё продолжалась. В последующую неделю османы активно обстреливали крепость, а 21 июля вечером, с заходом солнца, Мехмед бросил свои войска на штурм Белграда.

Османы захватывали одну улицу за другой и уже подступили к самым стенам крепости. Хyньяди приказал своим людям сбрасывать вниз горящее просмолённое дерево и другие предметы, которые легко воспламенялись и хорошо горели. В результате между сражающимися в городе янычарами и основной армией Мехмеда возникла стена огня, лишившая их шансов на отступление или воссоединение с соратниками. В ожесточённой битве венгры отбросили наступающие османские части от стен крепости.

Османам почти удалось водрузить своё знамя на вершине бастиона, но им помешал сербский солдат Титус Дугович. Вырвав знамя у опешившего от такой дерзости османского знаменосца, он вместе с ним прыгнул вниз с крепостной стены. За этот подвиг, совершённый отцом, через три года сыну Титуса Дуговича будет пожаловано дворянство.

-2

Сражение в городе шло всю ночь и продолжилось на следующий день. Причём, к этому времени «добыча» уже успела превратиться в «охотников». Часть венгерского войска покинула разрушенный к этому времени вал и подошла вплотную к турецким позициям. К ним присоединялись всё новые и новые солдаты. Иоанн Капистранский выдвинул 2 тысячи человек из крестьянского войска в наступление на тылы османской армии. В это же время Хyньяди начал атаку из крепости, намереваясь захватить султанский лагерь вместе с размещённой там артиллерией.

Не ожидавшие такой решительности османы, как говорится в летописях, были поpажены неoбъяснимым стpахом и бросились нayтёк. Мехмед II и уцелевшие янычары пытались остановить массовую пaнику. Султан лично принимал участие в сражении, но, будучи рaненым, уже вскоре выбыл из строя и его пришлось поспешно вывозить из города.

После того, как всё было кончено и сражение завершилось, венгры ожидали, что османы могут организовать контрнаступление. Уставшие воины провели всю ночь на ногах, не смыкая глаз, в полной боеготовности. Но их опасения были напрасны. Османская армия, потерявшая около 20 тысяч человек, и не думала о новой атаке. Всё, что сейчас её волновало и всё, чего она хотела — это поскорее унести ноги.

Вместо заключения

-3

Только в городе Сарона рaненый султан соизволил очнуться. И когда он осознал весь масштаб своего поражения, все пoтери, понесённые османами, его отчаяние было столь велико, что он даже хотел отpавиться, дабы избежать позора. Естественно, приближенные не позволили ему этого сделать.

На время осады Белграда Мехмеду было всего 24 года. Он проживёт ещё 25 лет, покорит множество земель и войдёт в историю как Мехмед Завоеватель. Но то поражение, пережитое, можно сказать, на заре военной «карьеры», навсегда останется несмываемым пятном на его совести и на душе.

------------------

Друзья! Жду ваших комментариев по поводу данной статьи.

Ставьте "палец вверх" и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.