Найти тему
Шагаю по мостовой

Почему ректоры были против Болонской системы обучения? Интервью Оскара Койфмана

Скриншот передачи. Интервью с Оскаром Койфманом - бывшим ректором ИГХТУ
Скриншот передачи. Интервью с Оскаром Койфманом - бывшим ректором ИГХТУ

Когда я готовилась к сдаче кандидатского экзамена по английскому языку (можно прочитать - тут), то на экраны местного ТВ вышла передача, посвященная отказу от Болонской системы образования.

Попала я на просмотр передачи случайно. И удалось мне ее посмотреть - послушать два раза. Сия передача была представлена обывателю в июне 2022 г.

Я вот только "дозрела" напечатать краткий обзор по ней.

Забегая вперёд, выскажу свое мнение: интервью грамотное, аргументированное, с пониманием тонкостей подготовки специалистов.

Впрочем, кому интересно - может убедиться самостоятельно (здесь).

Что мне удалось услышать:

  • Многие ректоры выступали против внедрения Болонской системы образования и открыто заявляли о своей позиции в Министерстве образования;
  • Поскольку большинство технических ВУЗов готовило специалистов для промышленности, то 5 лет, как было ранее, - наиболее приемлемое время для обучения кадров.

Бакалавр, имеющий за плечами 4 года образования, является недоспециалистом для промышленности. Поэтому такого специалиста на производстве придется дообучать.

А магистр, отучившийся в ВУЗе 6 лет, не пойдет на работу на завод. Скорее всего, будет обучаться дальше в аспирантуре - докторантуре.

Как итог: производство потеряло огромный пласт более квалифицированных специалистов, чем выпускалось ВУЗами до введения в России Болонской системы образования;

  • Гуманитарным ВУЗам, готовящим социологов, маркетологов и т.п. специалистов, в принципе, Болонская система образования подходит. Техническим ВУЗам - нет;
  • С введением Болонской системы образования страна потеряла такой перечень выпускаемых высшими учебными заведениями специалистов, как инженер. Более 10 лет в жизнь выходят вышеупомянутые бакалавры и магистры;
  • Внедрение Болонской системы образования подразумевало, что наши студенты будут на общих основаниях с другими студентами поступать в западные ВУЗы для дальнейшего обучения в них. Как показала практика, российское образование не является достаточным для подобного зачисления. Многим студентам приходится досдавать экзамены. Поэтому в этом вопросе БСО себя не оправдала.

Итак, человек, проработавший почти 40 лет ректором ВУЗа, честно и открыто отстаивал и отстаивает свою позицию по отношению к БСО и ее влиянию на развитие промышленности в России.

Говорит о плюсах и минусах тех изменений, которые были проведены при реформе образования. И которые выплывут при следующей реформе образования.

А проблемы выплывут! И достаточно значительной будет огромное количество сотрудников, которое появилось с внедрением БСО.

Куда страна будет пристраивать уволенных сотрудников? То есть постфактум, завуалированно, нам говорят о том, что ещё и государственные траты выросли на содержание возросшего чиновничьего аппарата от системы образования

Почему интервью взяли у химика? По словам Оскара Иосифовича, химическая промышленность - одна из немногих отраслей, которая устояла в сложные 90-е годы. И до сих пор нуждается в притоке квалифицированного персонала.

Поскольку промышленный сектор (сюда можно отнести такие направления, как химия, нефте-химия, металлургия) - один из наиболее опасных производств, то и подготовка кадров обязана быть на до́лжном уровне. А БСО эту подготовку сильно обеднила.

Поэтому уход от Болонской системы образования к советской ВУЗовской видится как само собой разумеющееся решение.

Главное, не наломать дров при очередной реформе. Ну, и оставить 4-6 летнее образование на тех специальностях, которым оно необходимо.

Кстати, я сейчас обучаюсь в ВУЗе с бывшими магистрами. Именно в магистратуре студенты принимают решение поступать в аспирантуру. Находят себе научных руководителей. И начинают целенаправленную подготовку для поступления. Когда я была на пятом курсе университета, подобных движений не было. Просто у некоторых моих сокурсников появилось решение идти в аспирантуру, особенно среди парней. Почему, думаю, объяснять не надо.

И хотя меня, спустя 20 лет окончания ВУЗа, приняли учиться в аспирантуре по инженерному диплому, я, скорее, исключение из правил. Потому что в образовании официально эра инженеров прошла.

Хотя кто знает?

P.S. убедительная просьба ко всем читающим и комментирующим: избегать ненормативной лексики и личностных оскорблений. Давайте менять мир взаимоотношений и начинать с себя! Пусть вокруг нас станет немного чище и светлее.