Сегодня научное сообщество захватила одна статья вульгаризированная на сайте nature.com. Познавательная история о том, как научный мир был захвачен идеей, что "правильный" микробиот может бустировать существующее лечение от рака. Сегодня уже десятки клинических исследований "проверяют" с надеждой во-первых, эту теорию, во-вторых, молекулярную часть микробиом-рак.
Если коротко: у Мистера Леви была обнаружена меланома, еще 5 лет назад. Его полечили Ниволумабом (та самая группа лекарств, которые в 10-х годах перевернули выживаемость людей с меланомой на 180 градусов) и собственно он благополучно счастливо жил в ремиссии. Леви лечился в Израиле, и так как он прекрасно отреагировал на лечение (5 лет в ремиссии), врачи израильской клиники попросили его стать донором кала. Медики предположили, что тк он прекрасно отреагировал на лечение иммунными препаратами, значит его кишечная микробиота этому поспособствовала, и если ее пересадить/внедрить другому пациенту, что оказался устойчив к терапии, его ответ на лечение станет лучше. Леви согласился и стал донором.
Кстати любимая еда Мистера Леви - пицца. Какая- не уточняется (может из бурой муки вегетарианская или с морепродуктами, домашняя)
Фекалии Леви проверили на наличие патогенов, разбавили, гомогенизировали, центрифугировали и отфильтровали до очищенного микробного бульона, который можно было высушить и упаковать в капсулы. Пациент, устойчивый ранее к терапии, после "золотых" пилюль на сегодня уже 3 года в ремиссии. Рака нет. И уже сам стал донором следующему пациенту. Безусловно вся эта цепочка оформилась по итогу в рамки клинического исследования.
Чужой кал может помочь вылечить от рака?
Это израильское и исследование из США, как пишет нам автор статьи на сайте nature.com, были первыми в своем роде, в которых использовалась передача/трансплантация фекальных микроорганизмов (FMT) для подготовки пациентов к лучшему ответу на иммунотерапию. Всего 26 пациентов в сумме, и каждому третьему фекальный коктейль помог преодолеть резистентность к иммунной терапии.
Как так?
Вы знаете, что сегодня микробиота под лупой, во всех направлениях и онкология не исключение. Исследования показывают, что микробиот влияет, состав влияет на то, как работает иммунная система, в данном случае как борется с раковыми клетками.
Раковые клетки имеют способность выставлять на своей поверхности специальные крючки. Когда иммунная клетка приплывает убить раковую, она должна с ней проконтактировать посредством всяких молекул у обеих на поверхности. Раковая выставляет специальную молекулу, при контакте с которой иммунная клетка теряет всякую боеспособность; речь конечно о лимфоцитах Т.
Вот чек-поинт ингибитор, то самое лекарство, благодаря которому наш мистер Леви жив и здоров, как раз то самое антитело (кстати IgG4 типа), что придет и заблокирует возможность взаимодействия между этим дурацким крючком на раковой клетке и на лимфоците. И люди выздоравливают, тк иммунной системе, а точнее Т-лимфоцитам, ничто больше не мешает уничтожить раковые клетки меланомы.
Но у некоторых пациентов лекарство не работает, не выходит у иммунной системы уничтожить меланому, несмотря ни на что. Лекарство работает не так эффективно. И вот пересадка/подсадка кала другого человека (бывшего пациента, на котором лечение сработало)-- частично решает эту проблему. Мы с вами обсуждали много, что бактерии кишки руководят нашей иммунной системой, не только в детстве, но и во взрослом возрасте, просто потому, что производят незаменимые короткоцепочечные жирные кислоты (КЦЖК) и метаболизируют триптофан, взаимодействуют с ретиноидами. Бутират (КЦЖК) помимо иммунной, очень важен для эпителия кишечника, иначе пиши пропало. и так далее и тому подобное. Видимо определенные бактерии кишечника выделяют нечто, что способствует повышению эффективности взаимодействия лекарства с его мишенью.
Помимо этого сама опухоль имеет свой микробиот. и тут варианты воздействия еще больше расширяются, включая взаимодействие микробиома опухоли с кишечной.
Данные, подтверждающие влияние микробов на успех или неудачу иммунной терапии, начали постепенно накапливаться на конференциях по раку и в ведущих журналах. Часто упоминаемое исследование 2015 года Томаса Гаевски, онколога из Чикагского университета, показало, что баланс микробов в кишечнике мышей определяет, отвечают ли грызуны на определенный вид иммунотерапии. В 2018 году три работы повторили эти результаты у людей с меланомой, которые лечились ингибиторами контрольных точек (чек-поинтами, нашим лекарством). Как известно, воспроизводимость результатов- главное в науке.
На сегодня в мире всего порядка 50-100 человек прошли такое дополнительное лечение, и безусловно есть большая проблема донора кала. Ибо нужен лучший донор для каждого пациента.
(В израильском исследовании приняли участие десять человек с меланомой на поздней стадии, чей рак прогрессировал, несмотря на лечение чек-поинтами. Только трое преодолели резистентность к терапии, причем двое из них - лишь частично; кстати, все трое ответивших получили "кал" от Леви. Пять участников, получивших материал от другого донора (также пережившего рак) не смогли ответить на терапию.. В исследовании США из 16 реципиентов 6 показали ответ, а 3 из них - полный ответ, хотя не было четких признаков того, что стул от какого-либо одного донора (их было 7) оказал более или менее положительный эффект.)
И все было бы проще, если бы мы четко знали нужный "рецепт" какашек. Было бы еще проще, если бы всем подошел один и тот же, или хотя бы примерно. Но микробиот настолько индивидуален... и так сложно четко выявить того самого микроба, который ответственный за улучшение ответа на лечение меланомы или других раков. Представляете, если у нас за каждый рак ответственный разный микроб, за то, чтобы его не было, или вот лечение работало... а мы сидим и не знаем. Кто в домике живет...
Обычно около 40% меланом на поздних стадиях показывают определенный ответ на иммунотерапию. В последнем канадском исследовании приняли участие 20 человек с меланомой на поздней стадии. После Трансплантации фекальной микробиоты и иммуной терапии (им сначала "пересаживали" кал, только потом лечили чек-поинтами) у 3 человек наблюдался полный ответ, у 13 - частичный ответ и у 3 - стабильная болезнь (один участник умер от меланомы). В итоге получается, что метод относительно безопасный, а когда "нечего терять" нужно пробовать то, что может увеличить твои шансы и что имеет под собой реальный научный теоретический базис.
С другой стороны это конечно не прорыв (пока), смотря на цифры, но важный пазл в понимании что и как влияет на течение и лечение онкологических заболеваний, и еще раз подчеркивает могущество бактерий.
Скоро мы обязательно вас будем приглашать не только на донорство крови, или вступить в банк доноров костного мозга. Но еще и в банк каловых масс. Единственная проблема- микробиот может меняться, если человек изменит свой рацион и образ жизни, и это может влиять на "эффективность". Плюс все-таки нужны маркеры, по которым будут отбираться доноры. Плюс проблема возможного наличия патогенной флоры. Но перспективы очень большие.
Ну а пока всем есть овощи и заедать цельным зерном с кефиром.