Найти тему
Большая 7 - Я

Как родители программируют своих детей на успех и неудачи. Как умственно отсталый мальчик стал гением?

Оглавление

За этими загадочно звучащими названиями на самом деле скрываются очень простые и известные явления, которым мы сами постоянно поддаемся. Вы много раз слышали, а может быть, сами говорили такие фразы: «Он не справится», «С ней все будет хорошо», «Она очень талантлива, поэтому у нее нет проблем с учебой»

Всё это как раз-таки называют эффектом Пигмалиона. Узнайте об этом эффекте чуть больше, чтобы умело применять его в отношениях с детьми.

Что такое Эффект Пигмалиона?

Это своего рода самосбывающееся пророчество. Этот феномен по-другому называют эффект Розенталя. Роберт Розенталь – американский психолог, который выделил это явление и назвал его «Эффект Пигмалиона». Название было дано в честь персонажа древнегреческой мифологии.

Что подразумевает под собой данный эффект? То, что вы ожидаете от другого человека (или от ситуации), то вы и получаете. Этим эффектом часто пользуются гадалки и экстрасенсы. Например, человеку говорят, что на нем порча, и практически сразу он начинает себя плохо чувствовать.

Из-за данного эффекта многие результаты исследований становятся недостоверными, потому что наблюдатель случайным образом влияет на ход эксперимента.

Исследования эффекта Пигмалиона

В одной гарвардской школе психологом был проведен необычный эксперимент. Он попросил сообщить новым учителям, что в их классе есть пять исключительно одаренных учеников (учителям назвали их фамилии), хотя на самом деле эти ученики ничем не выделялись от остальных. В конце года именно эти ученики добились наибольшего прогресса. Они набрали по тесту IQ самые высокие баллы. Кроме того, наблюдения педагогов также показали, что эти дети были более счастливыми, общительными, самостоятельными, любознательными и ласковыми, чем остальные.

Было много других исследований, и все они подтвердили повышение компетентности учащихся, которые представлялись учителям как исключительно одаренные.

Что именно происходит в этом случае? «Одаренный» ученик может рассчитывать на большее внимание учителя, который чаще отвечает на его вопросы. «Способным» больше прощают и доверяют больше. У них больше простора для экспериментов, для самостоятельных действий и для того, чтобы допускать больше ошибок. Им даются более сложные действия, которые они должны решать сами, тем самым они чувствуют себя увереннее.

В итоге самооценка таких учеников повышается, и у них появляется больше мотивации. С такими «одаренными» учениками взрослые стремятся создать более доброжелательный эмоциональный климат (с использованием позы, слов, тембра голоса, выражения лица).

Эффект Пигмалиона в воспитании детей

От нас зависит, с какой скоростью ребенок усваивает новые навыки, как он себя оценивает и, наконец, какой у него уровень самопринятия и уверенности в себе. От взрослых: и от учителей, и от родителей.

Учителя навешивают ярлыки детям – «Ваня - болтун, Петя - двоечник, Аня - грязнуля». Эти умозаключения повторяются изо дня в день. Ярлыки укрепляются в подсознании детей, и они уже автоматически транслируют ожидаемое поведение. Родители делают то же самое. Помните, что от родительских установок и ярлыков сложно избавиться. Обычно дети делают это во взрослом возрасте с помощью психологов и психотерапевтов.

-2

История Томаса Эдисона

История Томаса Эдисона – это прекрасный пример эффекта Пигмалиона. У Томаса были проблемы в школе, и вот однажды учитель передал через мальчика письмо в конверте для его матери. Мальчик отдал письмо маме, конечно же, он хотел знать, что там написано. Мама открыла письмо и стала медленно его зачитывать: «Ваш сын – самый настоящий гений. У нас нет таких образованных учителей, которые бы давали ему нужные знания. Мы переводим Томаса на домашнее обучение». Вот что услышал Томас Эдисон из уст своей матери. Естественно он был безумно рад такому посланию. С этого момента Томас обучался дома.

Томас Эдисон с мамой
Томас Эдисон с мамой

Томас Эдисон стал великим человеком, известным изобретателем. После смерти мамы, Томас стал перебирать её вещи и нашел то самое письмо. Он открыл его, прочитал и после этого рыдал несколько часов.

Что же на самом деле было написано в письме? Учитель написал, что Томас является умственно отсталым ребенком, поэтому его отказываются учить в школе. Мама Томаса понимала, что это письмо может навсегда погубить её сына, поэтому она скрыла его содержание. В своих дневниках Томас писал, что именно благодаря своей героической матери умственно отсталый ребенок в итоге стал гением.

Только представьте, насколько наши слова влияют на наших детей. Ведь не зря психологи каждый раз повторяют: «Не оценивайте личность ребенка, оценивайте его поведение».

Что такое эффект Голема?

Это отрицательная вариация эффектов Пигмалиона. Это происходит, когда низкие ожидания от ребенка приводят к задержке прогресса. Дети, считающиеся более слабыми, воспринимаются как менее интересные, они сталкиваются с меньшими трудностями, а их поведение чаще подвергается критике.

Каков вывод? Наше отношение к другим людям определяет их поведение. Особенно сильно этот эффект работает на детях. Вы это и сами не раз замечали.

Дети формируются, развиваются, растут. Наше отношение к ребенку и его действиям преобразуются в потенциальные успехи и неудачи.

Рекомендации для родителей:

· Не заостряйте внимание на негативном поведении ребенка.

· Хвалите ребенка за любые достижения

· Избавляйтесь от ярлыков такого типа: «Ты всегда опаздываешь/ Ты никогда не доводишь дело до конца/Ты ничего не добьешься в жизни»

· Помогите ребенку определить его сильные стороны личности

· Всегда оставайтесь на стороне ребенка, как бы сложно вам это не было

Слышали ли вы о таких эффектах раньше? Делитесь в комментариях своими историями из жизни.

Приглашаем всех случайно зашедших на наш канал подписаться, ведь случайностей не бывает. Приглашаем посетить наш семейный сайт. Расскажите о нашем канале своим друзьям! Скопируйте и отправьте им ссылку https://zen.yandex.ru/prodelkin. Мы будем очень рады новым читателям!