Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: STILL LIFE (UK) Рок-натюрморт в стиле Vanitas

Still Life (LP) – 1971 (Vertigo 6360 026, UK)

Songs/Tracks Listing: 1. People In Black (Howells) (8’20)/2. Don't Go (Howells, Cure) (4’37)/3. October Witches (Howells) (8’05)/4. Love Song No. 6 (I'll Never Love You Girl) (Howells) (6’37)/5. Dreams (Howells, Cure) (7’34)/6. Time (Howells, Amos) (6’26) Total time: 41’39

Line-up/Musicians: Martin Cure – vocal/Graham Amos – bass/Terry Howells – keyboards/Alan Savage – drums

“Жизнеописание” этой английской группы начнем…с обложки! С обложки единственного альбома, выпущенного знаменитым ныне лейблом Vertigo. Надо отдать должное дуэту дизайнеров, Линды Гловер (Linda Glover) и Мартина Кроппера (Martin Cropper), работавшим под брендом Design Machine, обложку для дебютного альбома группы STILL LIFEони разработали в полном соответствии канонами жанра натюрморта.

Натюрморт — живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название “натюрморт” происходит от француского “nature morte” либо же итальянского “natura morta”, что переводится как “мёртвая природа”. На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистичном пространстве. Как правило, это обычно относится к неодушевленным предметам, таким как вазы с фруктами или цветами.

Выделяют отдельный поджанр натюрморта — “ванитас” (от латинского “vanitas” — суета, тщеславие), где центральным предметом композиции является человеческий череп. “Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!” — именно этот библейский стих является лейтмотивом всех натюрмортов ванитас. Иногда череп изображали на обратной стороне портрета (чувствуете подход к обложке?). Таким образом мастера эпохи барокко аллегорически изображали быстротечность жизни и смертность человека. Первым голландским натюрмортом кисти Якоба де Гейна считается именно “Vanitas” (1603). Жанр “ванитас” был настолько популярен, что нашел свое отражение и в литературе, - Уильям Шекспир отобразил его в трагедии “Гамлет” (1600 — 1601), дав в руки Гамлету череп Йорика.

-2

Самостоятельным жанром натюрморт становится в XVII веке, чему немало способствовали голландские и фламандские художники. В употребление вошел немного другой термин, не “мертвая природа”, как было изначально, а “застывшая жизнь” (голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life). Жанр получил популярность благодаря скрытому символизму изображаемых предметов, чему немало способствовал ванитас. И если череп был явным напоминанием о смерти, то ростки зерен символизировали жизнь, цветы — любовь, а фрукты — плодородие или изобилие. В каждом ряде предметов также были свои аллегорические смыслы. Так, гниющие фрукты олицетворяли старение, яблоки или груши напоминали зрителям о грехопадении, а сливы или персики символизировали эротику и секс.

Поэтому, если мы взглянем на обложку первого диска группы в развернутом виде, то обыгрывание названия группы визуально становится очевидно. Все-таки, прекрасно, когда столько внимания уделялось конвертам пластинок, которые не просто служили упаковкой, а были частью общей концепции, наряду с самой музыкой.

Теперь поговорим, собственно, о самой группе. STILL LIFE была одной из многих новичков лейбла Vertigo, который в начале семидесятых пропагандировал прогрессивный рок. Со своим знаменитым дизайном лейбла, как принято называть в народе, “сверлом”, или “spiral label”, и впечатляющим каталогом артистов, от BLACK SABBATH до JUICY LUCY, Vertigo составлял серьезнейшую конкуренцию Harvest. Однако, к сожалению, далеко не все позиции каталога Vertigo были обречены на успех. Вообще, в этом не было чего-то удивительного, поскольку уж больно широким был разброс выпускаемых пластинок, от фолка до джаза, от хард-рока до прогрессива. Тем не менее, STILL LIFE вполне заслуживали большего.

Как и многие “новые” группы, появившиеся в то насыщенное время, STILL LIFE обязана своим происхождением предыдущим поколениям групп, родившихся на волне блюза и соул-бума шестидесятых. Задолго до того, как появилось словосочетание “прогрессивный рок”, сотни групп разъезжали по всем Британским островам в дребезжащих странных фургонах Ford Transit, зарабатывая на жизнь выступлениями в клубах и танцевальных залах. Хотя Лондон и Ливерпуль воспринимались звукозаписывающей индустрией как рассадники перспективных талантов, на самом деле многие группы были из других крупных провинциальных городов.

И наши герои наглядный тому пример, - STILL LIFE образовались на “пепелище” группы под названием RAINBOWSиз Ковентри. Так получилось, что Still Lifeтак и остался единственным альбомом группы, в состав которой входили вокалист Мартин Кьюр (Martin Cure), Терри Хауэллс (Terry Howells, орган), Грэм Амос (Graham Amos, бас) и Алан Сэвидж (Alan Savage, ударные). Некоторые критики сравнивают звучание STILL LIFE с такими группами, как DEEP PURPLE и URIAH HEEP, несомненно, из-за мощи органа “Хаммонд” Терри Хауэллса, доминирующего инструмента группы.

-3

С такими номерами, как мощная “People In Black”, и баллада “Don't Go” группа наглядно демонстрирует свой потенциал. STILL LIFEявно умели сочетать хорошие мелодии, вокальные гармонии и жесткую прог-рок-атаку. Без сомнения, они достигли такой степени музыкальной уверенности, проведя много лет в совместных гастролях.

В молодости Мартин Кьюр и Грэм Амос играли в группе под названием THE SABRES, которая работала в качестве “оркестра” в бродячем цирке. Идея состояла в том, чтобы привлечь посетителей-подростков к традиционным развлечениям, приправив шоу какой-нибудь модной поп-музыкой. К 1965 году они стали THE PEEPS– иногда их называли MARTIN CURE& THE PEEPS– и они много гастролировали с 1965 по 1969 год. THE PEEPS подписали контракт с крупной звукозаписывающей компанией Philips, благодаря поддержке Сирила Стэплтона (Cyril Staplton). В период с 1965 по 1967 год они записали пять синглов для лейбла, включая трек под названием “Now Is The Time”. Они также появились на шоу ATV For Teenagers Only и выступали в легендарном 21s Coffee Bar в Сохо, где когда-то выступали Клифф Ричард (Cliff Richard) и Томми Стил (Tommy Steele).

После было еще одно изменение названия, на THE PEPYS, пока в 1968 году третья “инкарнация” группы не взяла название RAINBOWS. Это произошло в результате того, что музыканты попали под влияние недавно созданной группы TRAFFIC, в состав которой входил удивительно талантливый Стив Уинвуд (Steve Winwood). В результате, состав RAINBOWS устаканился так, - Мартин Кьюр, Грэм Амос, Рой Олбрайтон (Roy Albrighton, гитара), Терри Хауэллс и Пол Уилкинсон (Paul Wilkinson, ударные). Хауэллс попутно еще успел поучаствовать в RAY KING SOUL BAND. Парни послушно надели радужные халаты, накрасили глаза и отправились в Лондон, надеясь произвести впечатление на крутых хиппи андеграундной сцены. Заключив контракт с CBS, они выпустили два сингла, - “Rainbows” и ”Nobody But You”, за которыми последовали “New Day Dawning” и “Days And Nights” в 1969 году. Кроме того, RAINBOWS также успели сгонять в Германию, где выступили, кроме всего прочего, и в знаменитом Star Club в Гамбурге.

Но в конце концов они так и не смогли составить серьезную конкуренцию таким группам, как TRAFFICили CRAZY WORLD Артура Брауна. Поэтому на закате эпохи “психоделической радуги”, в 1970 году, группа распалась. Закат психоделии сменил рассвет эры прогрессивного рока, и бывшие музыканты RAINBOWS решили, что стоит попробовать еще раз, на этот раз со своим следующим проектом STILL LIFE. Их одноименный дебютный альбом был записан в лондонской студии Sound Recordings Studios. Новый барабанщик Алан Сэвидж пришел в последнюю минуту, чтобы помочь закончить сессии. К сожалению, альбом также не имел успеха, и перед лицом огромной конкуренции со стороны многих других групп STILL LIFE к концу того же года тихо исчезли.

После этого Мартин Кьюр присоединился к группе CUPID'S INSPIRATION, а потом к софт-рок-группе CHEVY. Позже он основал успешную компанию по найму персонала. Грэм Амос, поигравший во множестве проектов, скончался в июне 2003 года.

STILL LIFE представляет собой верхушку айсберга талантов, которые на протяжении многих десятилетий создавали так много записей для британской рок-сцены. Приятно осознавать, что новая, цифровая, эра, поначалу благодаря формату CD, а позже и потоковому аудио, как бы апологеты истинного аналогового звука их не костерили, поспособствовала возрождению интереса новых поколений меломанов к эпохе расцвета прогрессивного рока, и, в том числе, к творчеству героев этой статьи, чья музыка снова ожила.

Александр Ковтун

(© Prog Island, СПб, июль 2022)