Найти тему
98,8K подписчиков

Психическая атака: Какую тактику использовали в Советском Союзе, чтобы уговорить немецких солдат сложить оружие

2,1K прочитали

Во время Великой Отечественной каждая из воевавших сторон проводила деморализацию войск противника. Приемы психологической обработки немцев с течением времени изменялись. Тактика проведения работы зависела от обстоятельств на фронтах и набора опыта. Борьба велась не только огнестрельным оружием, но и бумажным, листовками и плакатами.
В СССР 25 июня 1941 г. был сформирован отдел военной и политической пропаганды. Руководить им назначили начальника Главного политического управления Красной Армии Льва Мехлиса. Целью организации являлось проведение тактики уговоров немецких солдат и офицеров сложить оружие.

Во время Великой Отечественной каждая из воевавших сторон проводила деморализацию войск противника. Приемы психологической обработки немцев с течением времени изменялись.

Первые листовки появились сразу на 2-й день войны. Опыт у СССР в деле их изготовления и подбрасывания уже имелся. Тактика использовалась в годы гражданской и советско-финляндской войн, а также во время сражения на Халхин-Голе. Правда срабатывала она плохо, должного действия не имела.

В первые месяцы Великой Отечественной вражеские войска продвигались по захваченной территории на подъеме боевого духа. Они пользовались эффектом неожиданности. Правительство фашисткой Германии обещало им русские земли и рабов.

Листовки писались на немецком. В ходе составления текста появлялись новые слова. Словосочетание «вероломное нападение» вошло в оборот речи на всех языках. За первые непеолные 2 неделибыло выпущено 90 плакатов и 60 листовок, призывающих сложить оружие, прекратить наступление, не подчиняться командирам. Агитационные материалы вышли миллионным тиражом.

Со временем, содержание листовок и плакатов менялось. Стали делать аналитические заметки. Текст в них помещался с результатами допросов военнопленных. Использовались добытые разведчиками вражеские документы (выдержки из рапортов военных, писем домой, немецких газет). Считалось, что клочок обычной газеты с волнующими строчками солдату проще спрятать от офицера и читать в минуты отдыха.

Лев Мехлис I Советская листовка. Немка разрывает портрет Гитлера, на обороте — стихотворение Эриха Вайнерта "Я обвиняю!". Фото © Wikipedia
Лев Мехлис I Советская листовка. Немка разрывает портрет Гитлера, на обороте — стихотворение Эриха Вайнерта "Я обвиняю!". Фото © Wikipedia

Основной мыслью в них доносилось до противника: количества погибших и раненых, бесчеловечные действия фашистов, тяготы военно-полевого быта. По каждому немецкому дивизиону был составлен формуляр в котором фиксировалась информация о моральном состоянии и боевом духе в подразделении, чтобы адресно использовать информацию.

Союзниками Германии во Второй мировой войне были другие страны. Для румынов, итальянцев и венгров готовились тексты, газеты на родном языке. Служащие отдела военной и политической пропаганды использовали прием деморализации боевого настроения.

Переводчики искали факты, которыми интересовались солдаты (о неурожае, народном волнении, происшествиях). Они заставляли противника тосковать, переживать за своих близких, оставшихся на родине. Полезную информацию доставляли немцы-коммунисты, сотрудники Коминтерна.

Созданный текст коллективно обсуждался, вносились поправки. Затем он поступал в печать. Организовывались прифронтовые типографии, чтобы доставка материала шла быстрее. Несмотря на трудности с краской, около половины печатных изданий было выпущено в цветном формате. Широко известны стали рисунки творческого коллектива Кукрыниксы. Под общим псевдонимом трудились Павел Крылов, Николай Соколов и Борис Ефимов.

Газета "Свободное слово" (слева) и газета румынских военнопленных в СССР "Грайул либер" 31 октября 1943 г.
Газета "Свободное слово" (слева) и газета румынских военнопленных в СССР "Грайул либер" 31 октября 1943 г.

На рисунках изображались карикатуры на Гитлера и других членов немецкого командования. Отдельным направлением было психологическое давление, вызывающее беспокойство за покинутых жен. Популярным стало изображение женщины, к которой пристает немецкий офицер. И она рвет портрет Фюрера.

На территориях, расположенных близко к фронту, во время неактивности боевых действий через рупор производились голосовые сообщения для солдат армии Вермахта. В речи использовали обращения с распространенными немецкими именами, народные песни, чтобы находить отклик в душе солдата, заставить его сомневаться.

Остро стоял вопрос доставки пропаганды. Кроме воздушного пути, разбрасыванием с самолета, привлекали партизан. В тылу врага использовали молодых людей, не привлекающих особого внимания. В многолюдных местах города, населенного пункта они подбрасывали листовки. Советские люди воодушевлялись, находя их, не теряли надежду на победу над захватчиками.

Известны случаи доставки листовок при помощи охотничьих стрел, голубей. В Красной Армии воевали представители национальностей, спортсмены, среди которых были хорошие лучники. К стрелам привязывали листовки. Бесшумно попадая близко к врагу, они стреляли.

Стиль текстов и рисунков резко поменялся в декабре 1941 г. Повлияло поражение немцев в битве под Москвой. Немецким солдатам стали предлагать сдаться в плен. Они уже почувствовали невзгоды русской распутицы и похолодания. Им сообщали о грядущих 30-ти градусных морозах. В немецкой армии к тому времени уже были случаи пневмонии, обморожений с ампутацией конечностей.

Кукрыниксы (художники-карикатуристы Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). Конец 1940-х. Фото © Дмитрий Бальтерманц
Кукрыниксы (художники-карикатуристы Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). Конец 1940-х. Фото © Дмитрий Бальтерманц

В тексте листовок рассказывали врагу, использовали фотографии, об условиях содержания в плену. Так, применяли фактический материал из лагеря военнопленных в г. Караганде Казахской ССР. Выбор был неслучайный, созерцание тепла на контрасте с морозом делало свое дело на благо Победы.