Номер в ближайшее время поступит в продажу в киосках Государственной Третьяковской Галереи. Выпуск уже доступен на сайте журнала.
Содержание
НАСЛЕДИЕ
Светлана Володина
Петр Великий и основание Академии художеств
Россия в Средние века при всей своей исключительной самобытности отнюдь не была изолирована от остальной Европы в художественном плане. Итальянскими мастерами возводились башни и стены Московского кремля с «ласточкиными хвостами», как в Вероне и Милане, строились соборы и церкви, фрески новгородского храма Спаса Преображения написаны византийским мастером Феофаном Греком. Уже в 1672 году, при царе Алексее Михайловиче, состоялось первое театральное представление с иностранными актерами, в Москву приглашались живописцы для написания портретов и т. п. Роль художественного центра в допетровской Руси играла Оружейная палата в Москве. Непременной обязанностью мастеров являлось обучение молодежи.
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Мария Меньшикова
О некоторых ценных официальных и диковинных подарках китайского императора Канси российскому императору Петру I
В 2022 году исполнилось 350 лет со дня рождения русского императора Петра Великого (16721725). В рамках празднования этой знаменательной даты в Государственном Эрмитаже (ГЭ) была подготовлена монографическая выставка «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке» (19 апреля - 12 июня 2022 года). На экспозиции впервые в таком составе были представлены экспонаты, сохранившиеся в Эрмитаже и связанные с именем Петра I и его сподвижников. К выставке вышло в свет издание, отражающее историю собирательства китайских коллекций в 1680-1720-х годах, а также становление востоковедческой науки и музейного дела в России. Многие экспонаты опубликованы впервые, и их история изучена в последнее время.
НАСЛЕДИЕ
Олег Кривцун
Профессиональный художник в России: эволюция статуса
Социальная и культурная биография профессионального художника в России - чрезвычайно интересная область. Вхождение профессиональных живописцев в конце XVIII - начале XIX века в общественную жизнь произвело существенные сдвиги в традициях национального сознания и психологии, привнесло новые обертоны в культурные ориентиры разных сословий, то резче очерчивая их границы, то, наоборот, их размывая. С момента своего появления на русской почве фигура художника будоражит общественное мнение, создает в нем новую диспозицию «своего» и «чужого», приводит в движение устоявшиеся нормы этикета, способствует наложению «западных» и «славянских» ценностей.
ПОИСКИ И НАХОДКИ
Йерун Ван дер Боон
Александр Беггров: рыбацкие лодки в Шевенингене Голландская тема в творчестве русского художника-мариниста
Александр Карлович Беггров (1841-1914) приобрел известность при жизни как маринист. Несмотря на полученное военно-морское образование, он не стремился к изображению морских боев, художник предпочитал им романтические сцены на палубах военных кораблей. Прославили же его главным образом береговые виды с рыбаками и их судами. Он был мастером прибрежных пейзажей. Свидетельством тому его шевенингенское наследие.
ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Аскольд Смирнов
«Арфу слышу я...» Петровская эпоха и ее роль в развитии русской музыкальной культуры
Знаменитое Великое посольство, в составе которого совершил свое путешествие в Европу царь Петр Алексеевич, будущий император Петр Первый, во многом способствовало развитию его политических, технологических и общекультурных знаний, а также знаний его окружения. И сам молодой государь, и его соратники познакомились во время путешествия с жанрами европейской музыки, звучавшей при дворах и в театрах, с традициями и новомодными тенденциями музыкального оформления дворцовых церемониалов.
ДИНАСТИЯ
Ирина Кистович-Гиртбан
Шатер Солнца Михаила Верхоланцева
Судьбу определяет характер и... метафизика высшего порядка. Михаилу Верхоланцеву, человеку действия, близка эпоха эллинизма, когда судьба становится синонимом случая. Миром правит богиня Тихэ по своему усмотрению, по жребию дарующая право изменять свою жизнь. Симбиозом свободы воли и силы судьбы, символом эллинизма является скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья». Ее второе рождение происходит по воле Тихэ в Италии, в эпоху Баччо Бандинелли и Микеланджело Буонаротти. Наступает время маньеризма. Преемственность эпох и судеб происходит не без участия случая - иначе как объяснить появление в Москве 1960-х маньериста Верхоланцева?