Найти тему
Чаепитие в немытищах

Реставрационное: храмовая икона Казанской Б. М.

Реставрация - дело весьма небыстрое; с отчётами и описаниями я всегда задерживаюсь. Икону эту лечила я с начала года, и даже в очередной маленький фильм о моей мастерской она войдёт; но всё небыстро, небыыыыстро.

Начальник мастерской проверяет цельность поступившего объекта.
Начальник мастерской проверяет цельность поступившего объекта.

В таком виде икона ко мне попала: перемытая чересчур усердными руками , с самыми лучшими намерениями. Основа рассохлась, слой загрязнений - колоссальный и неравноплотный, масса мелких порезов, провалов, ушибов, лакун.

С точки зрения сугубо технической - очень интересная работа для реставратора, почти всё "оркестровано" классически; как христианину мне такое видеть больно.

Видите - исцапаранные поверхности,  чудесные лики испорчены.
Видите - исцапаранные поверхности, чудесные лики испорчены.

Снимки не передают степень загрязнённости, особенно на ликах: тонкая нежно-розовая живопись покрыта плотной плёнкой глухих сероватых напылений, искажающих цветовую гамму. Всё это медленно , чрезвычайно осторожно удаляется, не повреждая живописный слой.

Но до того нужно поработать над спасением нижележащих слоёв - особенно в областях, пострадавших от механического проникновения. такие операции всегда выглядят эффектно.

Тут я извлекаю из толшин деревянного щита  посторонние агрессивные включения, разрушающие доску. Инструментов у меня довольно много, универсальных почти нет.
Тут я извлекаю из толшин деревянного щита посторонние агрессивные включения, разрушающие доску. Инструментов у меня довольно много, универсальных почти нет.

Всё, мешающее последующей жизни иконы, нужно обезвредить, удалить, уменшить, расщепить, дезинтегрировать, нейтрализовать. В профессии моей необходимо хорошее знание неорганической и органической химии, простенькой физики, дендрологии, всеми любимого сопромата, техники и технологии живописи всех видов, оптики, истории - и капля интуиции не повредит :)

Описывать все процессы здесь - дело неблагодарное; смотрите лучше на головку Младенца в процессе работы: вот я сняла деградировавшие, потемневшие и потерявшие пластичность плёнки старого лака, удалила посторонние включения и поздние фрагментарные записи, выровняла рельеф. Начинаю тонировать утраты живописи :

Первая задача - убрать "горящие" белым фрагменты реставрационного левкаса.
Первая задача - убрать "горящие" белым фрагменты реставрационного левкаса.

Они просыхают, затем шлифуются микрошлифом, под лупой, с удалением пылевиных частиц.

 Цвет становится всё точнее, текстура остаётся едва заметной, гладкой. И так - десятки раз.
Цвет становится всё точнее, текстура остаётся едва заметной, гладкой. И так - десятки раз.

Головка чудесная, работать над такой - одно удовольствие. Хотя, повторюсь, и очень неспешное.

Вот так выглядит вариант, уже близкий к финальному:

Но и тут ещё  выравнивать оттенки и текстуру.
Но и тут ещё выравнивать оттенки и текстуру.

Так проходят месяцы. Немного здесь, немного там, подождать, отшлифовать, поправить, защитить особым слоем промежуточного лака, положить водоотталкивающий слой, повторить, сравнить, защитить ещё раз, подождать, уфф, почти всё.

-7

Примерно в таком виде икона вернулась в храм св. кн. Александра Невского г. Россошь, для которого я продолжаю работать.

* Спасибо за прочтение.

Если вам было интересно, поставьте, пжлст, сердечко, и можно подписаться на обновления. Это так вдохновляет на следующие записи.