«Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины. Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.» (Деян. 19: 10-12).
Среди православных христиан принято прикладываться к иконам, мощам святых. Верующие делают это в надежде на исцеление душевных и телесных болезней, надеясь получить через них необходимую для спасения божественную благодать. Как и какую пользу это приносит? Давайте разберёмся. Как известно из Священного Писания, Бог – есть Дух. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.» (Ин. 4: 24). Так зачем же тогда прикладываться к иконам, мощам, или использовать ещё какие-либо материальные предметы, вещества для получения благодати, исцеления души и тела? Бог – есть Дух, но мы живём в материальном мире, пользуемся материальными предметами, привыкли к ним. И через эти материальные предметы, когда они освящаются благодатью Святого Духа, передаётся благодать Божия, можно назвать энергия, которая может исцелить, укрепить душу и тело.
Материальные образы используются в религии, в деле общения с Богом-Творцом ещё с древних времён, со времён Ветхого Завета. Например, когда Израиль шёл по пустыне, через пророка Моисея им были даны заповеди Божии и постановления. Одно из таких постановлений было о построении скинии для проведения служб, принесении жертв за грехи и других жертв (см. Книга Левит). А скиния эта была построена по образу, которой дан был Моисею на горе Синай. «И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе.» (Исход 26: 30). И вообще материальный мир является прообразом мира духовного, всё здесь передаёт образы духовного мира: например, лето – это прообраз радости духовной и любви, теплоты душевной, зима – охлаждения к духовной жизни, день – образ света, а ночь – тьмы и т.д; «кто ходит днём, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.» (Ин. 11: 9-10). Также и запахи, например, приятные передают ароматы рая, а неприятные - ада. Поэтому ещё со времён Ветхого Завета использовали благовонные курения, и до сих пор в Церкви используют ладан при богослужениях: «и елей помазания и курение благовонное для святилища: всё так, как Я повелел тебе, они сделают.» (Исх. 31: 11).
Так вот и сейчас для совершения богослужений и для того, чтобы получить благодать используют материальные предметы и вещества, которые передают благодать Святого Духа тем, кто пользуется ими: например, святая вода, елей, который используется, когда совершается помазание, или таинство Елеосвящения. Также и через мощи святых, частицы их одежды может передаваться благодать Святого Духа, так как преображалось даже тело святых. Например, святая Мария Египетская после долгих лет покаяния в пустыне, пребывания в посте и молитве в течение 47 лет, могла подниматься в воздух при молитве и ходить по воде, как свидетельствовал старец Зосима, который и рассказал о ней, открыл её подвиг для спасения многих, приведения их к покаянию. И как мы выше читали в Деяниях святых Апостолов, прикладывание даже к одежде святых, которая прикасалась к их телу, может поспособствовать исцелению от многих болезней, изгнанию злых духов (см. выше Деян. 19: 10-12).
Также и иконы – это образы святых, Ангелов, образ Божией Матери, образ Господа Иисуса Христа, образ Пресвятой Троицы, - через них мы обращаемся к Ангелам, святым или Божией Матери, или Спасителю. Через иконы мы обращаемся к святым и как бы предстоим перед ними, перед Господом, как будем предстоять на Суде. И конечно же иконы передают благодать Святого Духа. Мы прикладываемся к иконам, целуем иконы, чтобы выразить любовь, почтение к тому святому, который изображён на ней. Также и любимых людей мы, бывает, целуем при встрече, выражая свою любовь. Как говорит Апостол Павел: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.» (2-е Кор. 13: 12).
21 июля праздник - день иконы Божией Матери «Казанская». В 1579 году в городе Казани, который как раз недавно вошёл в состав Руси, Божия Матерь явилась во сне девятилетней девочке Матроне, дочери стрельца Данилы Онучина и велела вырыть из земли Её икону. Сначала рассказу ребёнка не придали значения, но были повторные явления, которые убедили в реальности происходящего. Вскоре из пепелища сгоревшего дома извлеки чудесный образ Богоматери. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Божией Матери с Младенцем, восседающим на Её левой руке. Событие обретения иконы описал настоятель Никольской церкви священник Гермоген (впоследствии второй русский Патриарх и священномученик, 1612 г.), а на месте явления иконы по велению царя Ивана IV Грозного был основан Казанский женский монастырь. Пресвятая Богородица явила свою чудотворную икону, чтобы укрепить веру людей города Казани, недавно присоединённого к Руси, да и вообще имея милосердие ко всем верующим, являя через свою икону много чудес, избавляя от скорбных обстоятельств, просвещая светом богопознания, лучами чудес прибегающих к Её заступлению. И по сей день мы прибегаем к чудотворной иконе Богоматери в разных обстоятельствах, надеясь на Её помощь и заступничество, так как Пресвятая Богородица – духовная Матерь всех христиан и усердная Заступница рода человеческого. Молитесь Божией Матери, Её молитвы очень помогают нам на пути в Царство Небесное в разных обстоятельствах. Пречистая Дева имеет большое дерзновение ко Господу, как Его Матерь. В дни искушений, сомнений, тоски мы находим утешение у Матери Божией. Христиане испытывают на себе материнскую черту любящего сердца Матери Божией. Её молитвами, Её заступничеством перед Творцом и молитвами святых этот мир ещё существует.
«Ра́дуйся, пра́ведных весе́лие; ра́дуйся, гре́шных упова́ние. Ра́дуйся, Засту́пнице усе́рдная ро́да христиа́нскаго.» Отрывок из икоса 1-ого акафиста Пресвятой Богородицы пред иконой «Казанская».
Только следует помнить о том, что спасает не то, что мы прикладываемся к иконам или мощам, не свечи, не святая вода, а спасает Живой Бог, вера в Него. Самое главное – это наша вера. Все внешние действия, совершаемые верующими, имеют внутренний духовный смысл. Через действия внешние, которые Господь говорил делать Моисею и Аарону перед фараоном, действовал Сам Господь. «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: «сделайте чудо», то ты скажи Аарону: «возьми жезл твой и брось пред фараоном», — он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.» (Исх. 7: 8-10). Через видимые таинства Церкви, совершаемые рукой священника, и богослужения Господь сообщает невидимо верующим Свою благодать. То, что человек прикладывается к иконам и мощам в надежде получить благодать для исцеления души и тела, во спасение души, говорит о его вере, ведь неверующий не будет прикладываться к иконам, потому что считает это бесполезным. Главное не ставить приложение к иконам и мощам во главу угла, не стоит забывать, что все дела совершает Господь, надеяться нужно на Него.
«и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите.» (Мф. 21: 22).
При написании статьи использовалась информация с сайтов: https://azbyka.ru/ , https://foma.ru/ , https://pravoslavie.ru/ , https://zen.yandex.ru/media/pravlife/zachem-prikladyvatsia-k-moscam , акафист Пресвятой Богородицы пред иконой «Казанская», акафист Пресвятой Богородицы пред иконой «Табынская», книга Пресвятая Богородица, автор-составитель О. В. Глаголева, ООО «Издательство «ЭКСМО» Москва, 2011 г.