Найти тему
Время Романовых

Пётр Нестеров. Создатель «мёртвой петли».

Петр Николаевич Нестеров - без сомнений гениальный лётчик и безусловная гордость России. Он был человеком, который впервые выполнил «мертвую петлю», не побоявшись рисков, и совершил воздушный таран. Именно его называют основоположником высшего пилотажа. Как же складывалась судьба этого героя и чем завершился его жизненный путь?

Родился Пётр Нестеров в Нижнем Новгороде в 1887 году в семье офицера-воспитателя кадетского корпуса. Несмотря на дворянское происхождение, после неожиданной смерти отца материальное положение семьи сильно ухудшилось. Вдова была вынуждена переехать вместе с четырьмя детьми во Вдовий дом (учреждение, специализирующееся на попечении неимущих, увечных и престарелых вдов). 

Учиться Пётр Нестеров пошел в тот же кадетский корпус, где когда-то работал его отец. Учился молодой человек отлично и даже находился в числе шести лучших учеников. После он был направлен в Михайловское артиллерийское училище, произведён в подпоручики и направлен в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду. Во время службы во Владивостоке он разработал свои правила корректирования стрельбы из аэростата. Для этого ему понадобилось лишь несколько подъемов.

С 1910 года Нестеров увлёкся авиацией и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. Он был командирован на службу в Офицерскую Воздухоплавательную школу, благодаря чему всего в 25 лет совершил первый самостоятельный полет.

Тогда же Нестеров занялся конструированием: построил планер, на котором сам летал, разработал проект самолета без вертикального оперения, беря за основу птичьи полеты. Военное ведомство все планы пилота отклоняло, однако его это не останавливало в желании продолжать совершенствовать изобретение. Только к 1913 году его проект был одобрен, но средств на реализацию никто не выделил. В Киеве аэроплан был построен, выполнил несколько испытательных полетов продолжительностью около часа, но в результате выявились существенные недостатки, и дальнейших испытаний не проводилось.

В 1913 году он успешно сдал экзамены и был назначен в авиационный отряд, а затем стал его командиром. Но знания было необходимо пополнять, как и пополнять арсенал. Перед отправкой на новое место службы его направили в Варшаву для обучения на самолете «Ньюпор», которые тогда приняли на вооружение.

Нестеров продолжал проектировать и занимался строительством одноместного скоростного самолета, но закончить начатое помешала начавшаяся Первая Мировая война.

Пётр Николаевич пытался теоретически обосновать возможность выполнения глубоких виражей. Например, в работе о «взаимодействии руля глубины и направления при значительных углах крена» он доказал, что во время выполнения виражей с креном больше 45 градусов происходит изменение в работе руля. Когда Нестеров стал командиром отряда, он ввёл в нем обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключенным двигателем на заранее намеченную площадку. Также он организовывал взаимодействие с наземными войсками и освоил ночные полеты. Один из проводимых им перелетов даже засняли на видеокамеру, что стало первым подобным опытом в истории.

-2

Нестеров пытался доказать возможность выполнения «мертвой петли». Он утверждал, что «в воздухе для самолета всюду опора». 27 августа 1913 года, находясь в Киеве, он сделал замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Это стало началом высшего пилотажа.

10 февраля 1914 года Киевское Общество воздухоплавания отметило Нестерова за научную разработку вопроса о глубоких кренах и за осуществлённую «мёртвую петлю», присудив ему золотую медаль. Позже руководство города вручило пилоту памятный золотой жетон, с которым тот никогда не расставался. 

С началом Первой мировой войны Нестеров отбыл на Юго-Западный фронт, его авиаотряд принимал участие в боях за Львов. Нестеров осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в России бомбардировок артиллерийскими снарядами. Австрийское командование даже пообещало крупную денежную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.

-3

Всего за время войны им было осуществлено 28 вылетов. 8 сентября 1914 года недалечко от городка Жолква в Украине Нестеров протаранил вражеский самолет, который вел разведку за передвижением русских войск. Это был единственный способ избавиться от врага, так как российская авиация не обладала пулеметами на борту: руководство страны считало, что аэропланы должны осуществлять только разведывательные функции. Таран прошел успешно, но из-за переутомления Нестерова в его расчетах появилась ошибка: удар помоется в середину самолета, самого Петра Николаевича бросило вперед, он ударился виском и погиб на месте. Самолет, потеряв равновесие, ударился о землю.

Нестерову было 27 лет. У него остались жена и двое детей — девочка пяти лет и мальчик трех лет.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц