Найти тему
Ольга Каменщикова

«ОН У МЕНЯ ТАКОЙ»

Сегодня все чаще происходит ситуация, когда родители искренне считают, что нужно приспосабливаться к особенностям ребенка.

И вот мы наблюдаем такую картину.

Ребенок, первоклассник, лезет под парту, встает, выкрикивает, выходит из класса. И все это во время урока. При чём делать замечания такому ребенку бесполезно: он либо не понимает, чего от него хотят, либо начинает кричать и истерить. Конечно же, учитель вызывает родителей и рассказывает им о поведении их ребенка. Но учитель наталкивается на родительское мнение о том, что у них такой вот ребенок, и к нему нужен особый подход, с ним нужно установить контакт, и тогда ребенок будет вести себя нормально.

Самое удивительное в этой ситуации – родители часто говорят о том, что дома у них нет проблем с ребенком! Правда, когда начинаешь таким родителям задавать вопросы о том, как им удается не иметь проблем с поведением ребенка, выясняется интересное. Оказывается, чтобы ребенок услышал просьбу взрослого, ему нужно несколько раз повторить (т. е. много раз). А если ребенок не хочет чего-то делать или не расположен что-то делать сейчас, он капризничает, отказывается, и родители (чаще мама) его долго уговаривают. А вообще-то родители все делают сами (чаще, конечно, мама) и ребенка не заставляют. «Мне проще и быстрее сделать все самой,» - говорит мама.

А еще бывает и так, что родители настаивают, что у них очень чувствительный, впечатлительный ребенок, и, когда на него повышают голос, он начинает плакать. Поэтому нельзя на ребенка кричать. А когда делаешь ему замечание, особенно строгим тоном, он сильно расстраивается и тоже начинает плакать.

Вообще-то он плачет часто и по любому поводу. Но родители не видят в этом проблему, просто ребенок такой вот впечатлительный.

Правда надо отдать должное, сегодня родителей часто беспокоит, что у ребенка нет друзей. «Он ни с кем не может подружиться. Познакомится, немного пообщается, а потом поссорятся. И все дружба кончилась». Или так: «Он говорит, что все тупые и общаться не с кем. У них какие-то странные интересы. Мой в такие игры не играет. Они там какие-то картинки рассматривают, а ему не интересно». И опять-таки, родитель не видит в этом никакой проблемы. Просто дети какие-то не такие. А у меня-то нормальный ребенок. «Дома-то он общается нормально».

А дома «нормальное» общение выглядит так: «Отстань! Не видишь, я занят/занята». «Закрой дверь! Я не хочу тебя видеть!» Если родитель задает неудобный вопрос, в ответ получает крики, истерику. «Так у нас нет конфликтов. Только когда я про оценки спрашиваю,» - говорит мама одного подростка.

Самое поразительное, что родители опять-таки не видят никаких проблем. «Просто это подростковый возраст. Все пройдет. Я тоже был/была непростым подростком. А сейчас все хорошо».

Я бы с удовольствием поддержала такую «слепоту» родителей. Я готова даже поверить, «что оно само рассосётся», «вырастет, и всё пройдет».

Только практика «орёт» об обратном.

Родители под разными предлогами и лозунгами совершенно перестали воспитывать детей. Они почему-то поверили, что воспитание – это «ужасно тяжело». А еще это «унижает в ребенке личность». Почему-то вера в уговоры и договоренности на столько сильна, что родители отказываются видеть очевидные факты: дети им хамят, издеваются как могут и ни во что не ставят. Почему-то современных родителей не смущает тот факт, что собственные дети их не уважают, не считают их авторитетными, не прислушиваются к их мнению.

Но это было бы полбеды, если бы не психические отклонения у детей. Пока родители предпочитают не замечать проблем с развитием ребенка, у детей формируются неправильные представления о жизни, в характере закрепляются детские черты и формы поведения и реакций. И в итоге мы получаем полностью неадекватного человека.

Что в итоге получается:

- глубокий инфантилизм,

- задержка психического развития (чаще всего по эмоционально-волевому компоненту),

- депрессивные состояния,

- частые или постоянные истерики,

- тревожные состояния,

- постоянные страхи, фобии, панические атаки,

- расстройства личности (очень разнообразные),

- отказ от контактов и общения (расстройство аутистического спектра).

И это далеко не полный список! Самое печальное заключается в том, что, когда проблему становится невозможно игнорировать, когда все: и врачи и учителя – в один голос отправляют к психологу, решать проблему уже слишком поздно. Личность уже сформировалась. Сформировалась стихийно (как получилось). Дальше все, что уже сформировано, кардинально изменить невозможно. Остается только чуть-чуть корректировать.

Помните, профилактика – лучше, чем потом исправлять уже сформированное.