Найти тему
Исследуем Кавказ

Дорога для жизни

Оглавление

Колесная дорога, проложенная горцами своими силами в 19 веке, не только соединила самый большой высокогорный аул Уллу Малкар (Верхняя Балкария, КБР) с равниной, но объединила Балкарские общества, разделенные пятью ущельями, дала возможность почувствовать единство этноса.

-2

Буйный Черек внизу

Дорога в Верхнюю Балкарию в Зилги-тар одна из самых живописных, но в то же время опасных и завораживающих. Многотонные каменные глыбы нависают над тесниной, глубина ее достигает в некоторых местах до 500 метров. А глубоко внизу ревет и пенится буйный Черек.

Тоннель здесь появилась в конце 20 века, а до этого горная трасса извивалась в глубине скалы тоненько ниткой. Помню, как папа прижимался к скале, или же нависал прямо над пропастью, чтобы пропустить машину, которая ехала навстречу.

А раньше Балкарию с равниной связывала узкая пешая тропа. Даже сегодня, в век высоких технологий, грандиозный труд горцев поражает воображение. На ум приходит только один вопрос: как люди без современных буровых установок и точных измерений вручную пробили монолитные скалы?

-3

Чтобы проехала повозка

В 1883 году жители Балкарского общества провели сход, на котором решили расширить пешую тропу и построить дорогу, по которой можно будет проехать на повозке.

Выписка из распоряжение № 481: «о назначении теперь же 500 человек мужчин-работников и притом лишь хорошего поведения; рабочих этих разделить на 20 партий, по 25 человек в каждой, назначив в каждую партию по одному за старшего из числа людей распорядительных, основательно знакомых с местностью ущелья Зылгы-Тар и хорошо знающих дело, ведение которого будет назначено на них».

Торжественная сдача дороги в эксплуатацию состоялась 18 июня 1893 года в присутствии начальников Теской области и Нальчикского округа. Официально назвали ее Балкарская общественная колесная дорога.

-4

Руками горцев

Прокладка ее продолжалась почти десять лет. Строили горцы сами. Кроме 40 тысяч рублей серебром жители Балкарского общества обязаны были по требованию подрядчика давать по четыре рабочих с каждого двора. То есть каждый день на возведение дороги выходили до двух тысяч горцев. Кроме того, «…Балкарское общество обязано было дать подрядчику четыреста девяносто три пуда пороху для разрыва скал…»

Правительство Российской империи на проведение взрывных работ безвозмездно выделило 21 180 кг пороха.

Всеми проблемами дороги в течение девяти лет занимались Асламурза Абаев, Геурги Кюйгенов и Умар Темукуев, так называемые дорожные доверенные Балкарского общества. Именно эти люди выбрали направление дороги, отстаивали свой выбор перед начальством, земляками и подрядчиком, добывали бесплатный порох, следили за строительством дороги. Они никому не подчинялись, а были ответственны только перед обществом.

-5

Вложив огромный труд, затратив сумму в 40 тысяч рублей, сотни пудов пороха и приплатив также большое количество скота, Балкарским обществом была проложена колесная дорога по Черекскому ущелью.

Сегодня по ней ежедневно проезжают десятки туристов и местных жителей, провозятся тяжелые грузы и товары.

#кавказ #КБР #Балкария #Малкъар #дорога #горы

Фото: http://b-temukuev.ru/photos/photos-bo