Найти тему

Исторические элементы: принцип матрёшки

В своё время в этом журнале я начал серию постов «Исторические элементы» с составлением «периодической таблицы» этих элементов по трём революциям (английской, французской и русской). Для тех, кто не читал, скажу коротко, что элементы – это эпохи, например: старый режим, фельянство, жиронда, якобинство, вандея, термидор, брюмер, консульство, империя, реставрация, сто дней, славная революция... после чего всё повторяется вторым циклом, только в ослабленной форме. Мы писали на эти темы здесь совместно с Ильёй Романовым, левым политзаключённым.
Потом серия постов оборвалась... отчасти из-за малого интереса аудитории, но ещё и потому, что я осознал, что рубить историю, как колбасу, на куски строгими датами не всегда получается. Всё гораздо сложнее и тоньше. То есть эпохи чередуются в указанном порядке, элементы абсолютно реально существуют... но они не отделены друг от друга каменной стеной. Они не сменяют друг друга по принципу «нарубленной колбасы»: один кусок закончился, и тут же начался другой. Скорее, они вложены друг в друга по принципу матрёшки. Так, в якобинстве можно разглядеть зерна термидора, в термидоре – брюмера, в том – реставрации и так далее. Например, в терроре Робеспьера против эбертистов отлично виден будущий термидорианский террор. Да, собственно, разве есть сомнения, что Термидор снёс бы головы тем же самым людям – Эберу, Шометту, «бешеным» – доживи они до него? Получается, что Робеспьер, помимо своих субъективных побуждений, выполнял работу будущего термидора, расчищал ему дорогу. Вот Дантона термидорианцы, конечно, пощадили бы, он нашёл бы себе уютное местечко где-то рядом с Баррасом, как нашёл его ещё более правый Сийес, кумир эпохи фельянства, начала революции, уцелевший в годы террора в «болоте» Конвента и воспрянувший вновь в эпоху Консульства.
При особо зорком зрении можно в якобинстве сквозь зародыш термидора разглядеть даже и первые зёрнышки брюмера.
А что происходит с матрёшками по мере хода истории? Внутренние матрёшки постепенно «растут», а внешняя матрёшка так же постепенно «истончается». То есть внутри «якобинства» растёт «термидор», внутри того – «брюмер», внутри брюмера – «реставрация», и так далее. Это как бы многослойная беременность. Добавлю каплю актуальности :) – вот сейчас внутри нашей матрёшки под названием «Реставрация» растёт следующая матрёшка под названием «Славная революция», и с какого-то момента она начнёт всё сильнее просвечивать через одежду реставрации. Как в мирные и «застойные» годы позднего советского Термидора сквозь красные флаги и советские гербы вдруг начинали просвечивать и проблескивать общественные симпатии к аристократии, феодальным ценностям, белогвардейщине, монархии и т.п.
Иногда внешняя матрёшка, ставшая опасно тонкой, хрупкой и ломкой, лопается от сильного удара и соскакивает разом, в один день, как скорлупа. Так было 9 Термидора, 18 Брюмера и в другие «исторические дни». Из неё мгновенно вылупляется следующая... Но гораздо чаще она «изнашивается», ветшает понемногу, протирается и слезает лоскутами, как старые лохмотья. И тогда перед нами предстаёт очередной исторический элемент, следующая эпоха-матрёшка, поначалу новенькая и сверкающая, как с иголочки, даже импонирующая многим своей свежестью и новизной.
Недаром неглупый реакционер Ипполит Тэн ясно сформулировал (выделение моё): «Между уполномоченным Комитета Общественного Спасения и министром, префектом и супрефектом Империи разница невелика:
это тот же человек в разных одеждах, – сперва в карманьоле, а затем в расшитом мундире». Я бы к этому добавил, что расшитый мундир не был надет на этого человека снаружи, а постепенно вырос под карманьолой, а та, наоборот, истрепалась до дыр, и в какой-то момент была естественным образом скинута вон.

-2

Рисунок Ник. К. Журнал "Красный перец", 1923

Когда следующая «матрёшка» вызрела, задержать её появление на свет не легче, чем отложить на месяц-другой рождение ребёнка. В конце концов, верхние одежды слезают с эпохи лоскутами, как старая змеиная кожа (хотя у змей-то кожа, по правде говоря, обычно слезает целиком, одним куском :) и открываются новые.
Из этого следует, что какие-то признаки термидора (как и брюмера, реставрации) могут проявиться раньше, какие-то – позже. Ведь все эти матрёшки изначально спрятаны одна внутри другой... Выносить же окончательный диагноз, с каким «историческим элементом» мы имеем дело, следует, только разобравшись, в чём его главные характеристические признаки, по их общей совокупности. А не вырывая отдельные признаки из общей картины
и натягивая ради сиюминутных целей сову на глобус.

В комментариях к предыдущему посту возникли споры, кем был Сталин – «советским Робеспьером» или «советским Бонапартом»? Но давая ответ на этот вопрос, не следует забывать, что в ЛЮБОМ Робеспьере всегда есть элементы Бонапарта, и наоборот, Наполеона Первого тоже ведь совсем не зря называли «Робеспьером на коне». По оценке Виктора Гюго, Наполеон «сковал революцию во Франции и расковал её в Европе».
Если человек, как Кромвель, остаётся у руля на протяжении двух или трёх исторических эпох, например, "жиронды", "якобинства", "термидора" и "брюмера", то в нём неизбежно будут проявляться последовательно черты Бриссо/Верньо, Робеспьера/Марата и Бонапарта...
Кстати, ведь даже переоблачение «одного и того же человека», по Тэну, в костюмы разных эпох, и то иногда вызывало протест и неприятие! Например, уж на что похожи такие «исторические элементы», как Консульство и Империя. Их даже можно рассматривать, как две разновидности одного и того же элемента – Брюмера. И Францию возглавлял в обе эти эпохи один и тот же человек. То есть «превращение элементов» (или смена эпох) было предельно гладким. Однако даже это превращение вызвало у кого-то протест и неприятие! Ещё в советской школе мне запомнилась легенда о том, что Бетховен снял посвящение своей Третьей симфонии Наполеону, когда в 1804 году первый консул провозгласил себя императором (поначалу ещё императором Французской... республики). И разочарованно сказал при этом (по свидетельству его ученика Фердинанда Риса): «Этот — тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!». (А услышанная в школе эта фраза мне запомнилась в таком виде: «Я думал, что он Мировой Дух, а он оказался просто человеком!»). После чего композитор разорвал титульный лист с посвящением и назвал свою симфонию «Героической».
Что же говорить о более существенных «превращениях элементов»...

P. S. А периодическая таблица исторических элементов, когда мы с Ильёй Романовым приостановили её заполнение, выглядела так:

-3

Ниже — та же таблица, только в чуть более удобном для просмотра виде — разрезанная на правую и левую половины:

-4
-5