Родители часто беспокоятся о том, готов ли ребенок к школе. Первое – не беспокойтесь! Списка обязательных знаний и навыков для поступления в школу не существует. Конечно, есть общий перечень желательных умений малыша. Как правило, ребенок усваивает все эти навыки в общении дома или в садике.
Вы можете проверить сына или дочку по нашему списку, и что-то успеть подтянуть к школе.
1. Счет: умеет считать до 10 и обратно.
Как научить: считаем родных, игрушки, книги на полке, облака и деревья. Малыш может помогать маме накрывать на стол, и считать, на всех ли есть тарелки.
Я лично люблю с детьми «запускать ракету» - считаем до 10 и обратно, и «ракета» взлетает. Ракету можно сделать или даже просто вообразить.
Счет до 20 и обратно – это следующая ступенька, если усвоен счет до 10 и обратно. Усвоен – значит, ребенок может повторить без ошибок каждый раз, как его спрашивают.
2. Чтение: узнает буквы и называет их, умеет складывать буквы в слоги.
Как научить: здесь важно самому родителю не путать название буквы и звук, который буква обозначает. Учим детей звукам! То есть букву «ЭМ» для ребенка будем называть «М» и никак иначе. Как учить – выбирайте сами из множества вариантов.
Я лично люблю селить буквы в домики: согласные живут в домике слева, а гласные в домике справа. И сначала мы знакомимся с жителями домиков. А на следующем этапе буквы ходят друг к другу в гости! Если хотите узнать про эту игру подробнее, пишите + в комментарии.
Чтение слов и предложений – следующий этап. Если хотите, чтобы ребенок научился читать к школе, начинайте с 5, 6 или 6,5 лет читать по букварю. Я выбираю букварь Жуковой М.А., но вы можете взять любой понравившийся.
3. Письмо: умеет писать палочки и кружочки
Как научить: это любимый раздел о моторике, которая развивается вместе с малышом с первого года жизни. Но если вы заметили, что рука ребенка не твердая, моторика развита слабо, это поправимо! Помогут разные обводилки и раскраски, только важно научить ребенка не выходить за края рисунка!
А еще, вы удивитесь, моторику развивает обычная игра в мячик. Только мячи должны быть разного размера, твердые и мягкие, можно кидать друг другу или об стену.
Учите завязывать узелки, шнурки и бантики.
Следующий этап – написание печатных букв. Только не учите писать прописи, оставьте что-то и школе
4. Письмо: умеет ориентироваться на листе, знает направо-налево, вверх, вниз, умеет посчитать клеточки
Как научить: играйте с ребенком в графические диктанты. Это очень интересно – когда ребенок ведет 3 клеточки направо, две вниз и так далее, и получается картинка!
Учите ребенка различать право и лево в быту: правый ботинок на правую ножку, левый – на левую. Помогаем маме раскладывать вилки и ложки – справа и слева от тарелок, играем в игрушки: мишка справа, кукла слева.
А еще можно играть в классики – тоже здорово развивает ориентацию в пространстве.
5. Общие навыки: умеет следовать инструкции учителя, может составить рассказ по картинке, может назвать свое полное имя и имена мамы и папы, любит и умеет играть по правилам, сам, со взрослым или с другими детьми, имеет общие представления о мире вокруг: различает времена года, называет фрукты, овощи, деревья, грибы, животных и так далее.
Как научить: это все навыки общения и общее развитие, психологическое и познавательное; я уверена, что ваш малыш к 6-7 годам сам все эти навыки уже усвоил из общения с родными, домашними или в садике.
Если вдруг нет, пишите в комментариях или личных сообщениях, мы дадим подсказки, как развивать общие навыки.
И, наконец, давайте договоримся: все знания до школы и даже немного в начальной школе развиваются в игре! Играйте со своими детьми, общайтесь с ними на разные темы, не нагружайте детей до школы сидением за партой и учебой. Если вы видите, что ребенку не хватает в чем-то знаний или навыков – начните со снижения требований! Ребенок должен всегда чувствовать, что у него хорошо получается, и что он молодец. Тогда и школа будет в радость.