Найти тему

Tony Martin. Thorns (2022). Рецензия

Автор: Dмитрий Фомин

Жанр: Heavy metal | hard rock

Страна: Великобритания

Лейбл: Battlegod Productions

Дата выхода: 14 января 2022

Длительная музыкальная карьера Энтони Филиппа Харфорда, более известного как Тони Мартин, выдающегося британского вокалиста и композитора, отмечена трудолюбием и профессионализмом, хоть и была лишена громкой огласки. В этом плане наиболее знаковой вехой является период в составе Black Sabbath, в результате чего группа Тони Айомми начала новую страницу своей истории и вернула культовый статус в конце 80-х – начале 90-х гг.

Число сторонних проектов, в которых был задействован Мартин, достаточно обширно, в то время как его сольное творчество, которое обрело достаточное число поклонников, довольствовалось весьма скромным вниманием со стороны самого мастермайнда. В этом можно усмотреть элемент несправедливости, ведь и сам Тони, и его музыка определенно достойны более широкого признания.

-2

“Thorns” стал всего лишь третьей и весьма долгожданной сольной работой певца. Напомним, что дебютный лонгплей “Back Where I Belong” вышел в свет аж в 1992 г., второй под названием “Scream” – только в 2005-м. Что касается новейшей пластинки, то появилась она, можно сказать, случайно, благодаря неожиданной коллаборации Тони и неизвестного, но весьма одаренного гитариста-риффмахера Скотта МакКлелана, чья техника произвела большое впечатление на ветерана тяжелого рока. Именно эти двое и составили творческое ядро.

Также в работе над альбомом приняла участие целая плеяда профессионалов своего дела: Дарио Молло (Voodoo Hill) отметился гитарной игрой, Магнус Розен (ex-Hammerfall) и Грег Смит (Rainbow, Элис Купер, Dokken) сыграли партии бас-гитары, за ударные отвечал Дэни Нидэм (Venom). Также свой вклад внесли младший сын Мартина, Джо, как еще один терзатель шести струн, клавишник Бруно Са и рок-певица Памела Мур. Сам Мартин отвечал не только за лид-вокал, но и за партии скрипки, баса, ударных и дополнительные гитарные штрихи.

“Thorns” – это безоговорочный триумф Тони, настоящий монолит, отлитый из лучших образцов тяжелого рока и метала. Создается стойкое ощущение, что в процессе работы каждый из участников группы был предельно сконцентрирован и максимально погружен в творчество. Они не были настроены сделать нечто из ряда вон выходящее. Это получилось у них само по себе. Только таким опытным музыкантам по силам создать столь цельное и в то же время столь разнородное произведение.

-3

На альбоме нет проходных вещей, каждая песня предельно индивидуальна и рассказывает собственную историю. В совокупности все они освещают те или иные творческие вехи, а также более личностные эксперименты Тони, демонстрируя его элегантный вкус и композиторское чутье. “Black Widow Angel” и “Damned By You” отмечены сильным влиянием Black Sabbath– тягучие мидтеповые полотна с могучим риффингом и импровизационным стержнем, но значительно преображенные за счет сильного вокала и скрипичных мелодий и возведенные в ранг настоящих хитов (особенно во втором случае), впивающихся в память не хуже тех самых шипов.

Более того, музыканты значительно развили и углубили протодумовую стилистику, благодаря чему такие главы как “As The World Burns” и “Book Of Shadows” приобрели размах мрачных, но захватывающих и динамичных пьес с превосходной драматургией и импульсивной сменой действий. Грегорианские хоралы, бурлящие гитарные выпады, пафосные бриджи, а также чарующие партии виолончели и бесподобное соло на синтезаторе производят не меньший эффект, чем ревущие низкочастотные риффы и массивная ритм-секция.

Апофеозом этому выступает меланхолическая и чувственная композиция “Nowhere To Fly”, своей фундаментальностью и потрясающей вокальной линией заставляющая вспомнить “Вечного идола” (1987) - великолепный дебют Мартина в “сэббат”. Драйвовый боевик “Run Like The Devil” из-за своего тембрального сходства может напомнить нечто из творческого наследия Dio, ну или альбом Heaven & Hell, однако его забойная энергетика заставляет забыть о каких-то параллелях.

Мартину не чужды и более современные течения. В “No Shame At All” базовый хэви/думовый строй приобретает черты ленивого и грузного саузерн-метала в духе Black Label Society, из чего можно сделать вывод, что Тони решил зайти на территорию Зака Уайлда. В “Passion Killer” на фоне нервных дерганых ритмов и мотива похоронного марша Шопена то и дело проскальзывают альтернативные нотки, в чем можно рассмотреть особенности мастеринга, но именно это добавляет треку свежести и подвижности.

Лирическая часть альбома выдалась не менее впечатляющей. Чувственная баллада-исповедь “Crying Wolf”, приправленная акустикой в стиле фламенко и кипящим словно колдовской котел органом Хаммонда, берет за живое своей трогательной наготой эмоций, настоящим воем души. Кантри-блюзовая “This Is Your Damnation” напоминает нечто винтажное, семидесятническое, но по сути это полноценная рок-песня, о чем говорит невероятная импульсивность гитарного боя и вставки двойной бочки.

Завершающая альбом титульная композиция чертовски хороша по всем параметрам: стильное и волнительное сочетание неоклассического минора, печали, металлической тяжести с привкусом американизированного рока и упоительно-будоражащих вокальных мелодий, разбитых на две роли. В этом также проглядывает почерк музыкантов старой закалки: правильное, в чем-то магическое распределение треков, складывающихся в последовательное захватывающее повествование с неизменно яркой кульминацией.

Сам Тони, как исполнитель, находится в потрясающей форме и, несмотря на свои шестьдесят пять, звучит просто фантастически. Конечно, в этом можно усмотреть роль современных технологий звукозаписи, но вряд ли они способны передать всю гамму чувств, на которую способен этот человек. Его голос может быть по-юношески звонким и одновременно пленительно чувственным, полным заоблачных экзальтированных нот, вызывающих дрожь возбуждения, и чарующих высокопарных рефренов. Парящая красота и благородная грация, водруженные на железобетонный стафф – идеальное сочетание.

Это действительно чертовски тяжелая и преимущественно мрачная пластинка с прямо-таки убойным плотным саундом, оставляющим далеко позади даже альбом “13” Черного Шабаша. Но это лишь одна сторона медали. Не менее важным является ее внутренняя система: сочетание традиционных пропорций и аккуратных, достаточно смелых аранжировок придают легкий авангардный антураж. Все двенадцать треков, как бы они не отличались между собой, наполнены наэлектризованной энергетикой, поддерживающей слушателя в приятном тонусе.

“Шипы” впиваются глубоко и оставляют после себя ощущение вдумчивой меланхолии, романтики, возвышенной трагедии и исповедальных порывов. В приятно поэтическом стиле Тони размышляет и повествует об утомленности дьявола людской предсказуемостью и жестокостью, о бурных страстях, об одиночестве, любви, насилии, обрисовывает мистические ночные образы, вскрывает нелицеприятные общественные устои и листает книгу судеб.

Если у Мартина и присутствовали честолюбивые замыслы превзойти своих бывших коллег, как по звучанию, так и по композиторскому мастерству, то он просто блестяще воплотил их в реальность. Но вместе с тем он пошел значительно дальше. “Thorns” это высокохудожественное монументальное произведение, в которое было вложено много усилий, но не ради коммерческого успеха, а ради искусства, как бы пафосно это не звучало. Осталось добавить, что это один из лучших тяжелых релизов не только 2022 г., но и, пожалуй, последних десяти, а то и пятнадцати лет. А посему он должен пройти проверку временем.

#uk #tony martin #black sabbath #heavy metal #hard rock #rock #рецензии #музыкальные обзоры