2 года назад, 19 июля 2020 года, писал в блоге:
«Читатели и почитатели Виктора Пелевина, конечно, в курсе, а для остальных напишу: а знаете ли вы, что в своей книжке «Искусство лёгких касаний», вышедшей в августе (внимание!) 2019 года писатель... предсказал — в своём стиле, конечно — нынешние американские протесты? Он их назвал тогда «второй американской революцией». Вот прошлогоднее предсказание Пелевина «цветной революции» в США (выделение моё):
«– Изюмин, конечно, изо всех сил стремился нарушить американскую социальную гармонию и противопоставить один процент, которому принадлежит Америка, остальным девяноста девяти. Он мечтал стравить между собой Джефа, так сказать, Безоса – и тех, кто пашет на него, питаясь на продовольственные талоны. [...] Сначала введём диктатуру меньшинств. То есть не самих меньшинств, ясное дело, а прогрессивных комиссаров, говорящих от их имени. А ещё лучше комиссарш. И одновременно прокурорш. Таких непонятно откуда взявшихся кликуш, перед которыми все должны будут ходить на цирлах и оправдываться в твиттере под угрозой увольнения. Назовём это диктатурой общественного мнения. Потом отменим свободу слова под предлогом борьбы с hate speech – для всех, кроме наших. А затем посадим на царство какую-нибудь дурочку-социалистку или Берни. И получим вместо Америки большую невротизированную Венесуэлу с триллионными долгами.
– По оценкам Изюмина, это получалось?
– Не то слово. [...] А затем следовало дождаться очередной большой рецессии, чтобы материальный кризис наложился на духовный. Тогда, говорил Изюмин, в Америке начнутся войны клоунов…
– Простите? Может быть, клонов?
– Нет, именно клоунов. Изюмин имел в виду вторую американскую революцию.
– А что это значит? Её что, будут делать клоуны?
– Нет. Во всяком случае, не только. Изюмин говорил, что американцы называют свою реальность «clown world». Каков приход, таков и бунт. Сначала запылает цветная во всех всех смыслах революция, которая сильно подпалит здание цирка. Затем будет гибридная гражданская война, а потом к власти придёт военная хунта, где соберутся нормальные люди. И вот с ними уже можно будет вести диалог. Таков был дьявольский план ГРУ, заложенный в Царь-Химеру».
Конечно, надо оговориться, что Пелевин – никакой не «левый», хотя многими ошибочно и воспринимается именно так. В СССР и первое время после него он был яростно антисоветским и антикоммунистическим писателем. Затем, в буржуазной России, стал писателем резко антибуржуазным, за что, разумеется, честь ему и хвала. В современном левеющем и краснеющем мире делается писателем антилевым и антикрасным. То есть Пелевин как автор находится в своего рода противофазе с окружающей действительностью. И его нынешнее пророчество написано через правые и реакционные очки. Например, то, что он называет «военной хунтой, где соберутся нормальные люди», в переводе на язык левых и марксистов будет называться, вероятно, правобуржуазной (хорошо, если не фашистской) реакционной диктатурой. Но другой вопрос: сколько правды в данном прогнозе с точки зрения фактов? Запылавшую «цветную во всех всех смыслах революцию», аккуратно совпавшую с «очередной большой рецессией», мы видим воочию. А вот дальнейшая «гибридная гражданская война» и тем более «военная хунта» пока под вопросом... Но ведь год назад и «цветная революция» в США показалась бы чистой фантастикой!..
Советский пионер Виктор Пелевин
Прав Пелевин и в том, что расценивает американскую буржуазную «политкорректность» не как здоровую идеологию, а как нечто предельно нездоровое и максимально лицемерное и фальшивое. Правда, он критикует её справа, считая «здоровой» идеологию США примерно полувековой давности. Но проблема в том, что та идеология просто перестала работать в современном американском обществе. Вот и пришлось наложить на неё многослойный ряд уродливых заплат, которые призваны замаскировать её изначально людоедский характер. А может ли быть иной, то есть не каннибальской, любая буржуазная идеология? И является ли откровенный каннибализм более «здоровым» по сравнению с людоедством, тщательно замаскированным сложной цензурой, системой нелепых табу и хитроумными фигурами умолчания?..
Вообще, если говорить о Пелевине как прогнозисте социальных процессов, то надо признать: иногда это ему уже удавалось делать, и неплохо. Например, в рассказе «Затворник и Шестипалый» (опубликован в марте 1990 года) он иносказательно, но довольно недвусмысленно предсказал довольно мрачный финал перестройки.
«— Они мне так и сказали — у нас сейчас самый, можно сказать, решительный этап приближается... [...]
— А, — сказал Затворник, — понятно. Он, наверно, с каждым часом всё отчётливей и отчётливей? А контуры всё зримей?
— Точно, — удивился Шестипалый. — А откуда ты знаешь?
— Да я их уже штук пять видел, этих решительных этапов. Только называются по-разному.
— Да ну, — сказал Шестипалый. — Он же впервые происходит.
— Ещё бы. Даже интересно было бы посмотреть, как он будет во второй раз происходить. Но мы немного о разном».
Для тех, кто не жил в то время, поясню, что «решительный этап перестройки» — это распространённый мем того времени, пошедший с уст Михаила Сергеевича Горбачёва. Пелевин как бы открывает его вторый смысл: ведь «решать» — это просто-напросто «убивать».
«Разбудило его далекое скрежетание, стук стали по дереву и крики, полные такой невыразимой безнадёжности, что он сразу кинулся к Затворнику.
— Что это?
— Твой мир проходит через решительный этап, — ответил Затворник.
— ???
— Смерть пришла, — просто сказал Затворник, отвернулся, натянул на себя тряпку и уснул».
Конечно, можно сказать, что всё это слишком туманно, хотя для многих оказалось, увы, предельно суровой реальностью. Нынешний пелевинский прогноз куда определённее. Сбудется ли он?
Закончить приходится банально: поживём — увидим».
P.S. в 2022-м. Ну что ж, отчасти предсказание ещё продвинулось дальше: «дурочка», хотя обозвать её «социалисткой» может только самый упёртый республиканец, ещё не президент, но совсем недалеко от высшей власти. Однако перспективы «военной хунты» в США пока не просматриваются никак, разве что возвращение Трампа возможно...