Всем привет!
Как-то на ТВ была передача о Чукотке. И в ней ведущий сказал: На сотни вёрст там можно не встретить ни одного человека. Только дикие звери и местные жители.
Ну нифигасе! У меня аж глаза на лоб. Значит для него местные жители не человеки? Понятно, что он оговорился, но оговорился по Фрейду. В столицах о жителях Колымы наверное так и думали.
Ну а теперь от передачи про Чукотку переходим к самой Чукотке. И для начала определимся с тамошними географическими понятиями, которые немного отличаются от общепринятых. Там Колымой считается всё, что правее одноимённой реки. И распространяется это понятие на всю Магаданскую область. А то, что вне Чукотки, называют материком.
Вот несколько коротких зарисовок о том суровом Чукотском крае, про который говорят так: Двенадцать месяцев зима, а остальное лето.
1. ВАНИНСКИЙ ПОРТ. Я помню тот Ванинский порт. И крик парохода угрюмый. Как шли мы по трапу на борт. В холодные мрачные трюмы.
Эта народная песня по праву считается гимном всех колымчан. Есть в ней и такие строки:
Пятьсот километров тайга,
Блуждают там люди, как тени,
Машины не ходят туда,
Бредут, спотыкаясь, олени.
А вот это точно не про Чукотку. Там кроме карликовых берёз никакой тайги нет. Да и ездят чукчи больше не на оленях, а на собачьих упряжках. Хотя где-то и на оленях, поскольку обширна вся Колыма, суть - Магаданская область. А ведь до середины пятидесятых годов всё это было лишь частью Хабаровского края.
2. ПОЖАР НА СУДНЕ. Как можно было с материка добраться до Чукотки. Быстрее всего на самолёте через Диксон и Тикси. От Москвы до Анадыря всего восемнадцать часов лёту. Но в основном добирались с Владивостока морским путём.
И вот несколько судов шли с грузом и пассажирами на Чукотку. Три из них - в посёлок Эгвекинот. И на одном судне случился пожар.
Что может быть страшней пожара на море? Две враждебные друг другу стихии - вода и огонь - объединяются против людей.
Нельзя было терять ни минуты. Другое судно поспешило на помощь и приткнулось бортом к горящему. Взрослые сами перебирались на этот корабль. А малышей перекидывали с рук на руки.
Сейчас в Сети можно найти любую информацию о прошлом. Но я перерыл весь Интернет и не нашёл ни одного упоминания о том морском происшествии. А ведь оно было!
3. НАЧАЛО ВОЙНЫ С АМЕРИКОЙ? Тихая полярная ночь. Северное сияние мерцает на небе. Ничто не нарушает тишину. Лишь иногда со стороны далёких сопок доносится вой одинокого канадского волка.
И вдруг над заливом раздался страшный внезапный грохот, который разбудил всех жителей посёлка. Что это, война с Америкой? Ведь именно тогда начинался тот самый карибский кризис.
Все высыпали на улицу, но пока ничего не было видно. Только грохот стоял над заливом Креста. Нет, не стоял, а неуклонно приближался к посёлку. И вместе с его приближением в той стороне появились какие-то яркие белые сполохи.
Это, включив прожектора и с грохотом ломая полутораметровый лёд, в порт входил атомный ледокол ЛЕНИН.
Его приход был настолько засекречен от всех, что стал полной неожиданностью для людей. Все поспешили в порт поглазеть на это чудо советской техники.
4. ИУЛЬТИНСКАЯ ТРАССА. Эту трассу между Эгвекинотом и Иультином все называли МИЛЛИОНКОЙ. Поскольку обошлась она государству ровно в один миллион рублей. Протяжённостью более двухсот километров, она связывала Иультинский рудник по добыче вольфрама и олова с портом Эгвекинота.
Изредка на трассе стояли придорожные домики, где можно было заправиться, поесть и погреться. Их называли командировками. И было их девять на всю эту трассу.
На некоторых участках дорога сужалась и её ширины хватало только для проезда одной машины.
А как разъезжались там встречные? Да очень просто. Если повезёт, одиночная машина встретится с автоколонной. И тогда все водители из колонны выходят, опрокидывают её на бок и таким образом разъезжаются. Потом снова выходят и ставят её на колёса.
А как быть, если встретились две одиночки? Вот тут могло дойти и до драки. Особенно, если до разъезда одинаково в обе стороны. Кому охота пятиться задом по-над обрывом. И пятился тот, кто проигрывал в этом единоборстве - кулачном или словесном.
Вот такая она была, эта ИУЛЬТИНСКАЯ ТРАССА.
5. ТАЙНА ТРЁХ КАПИТАНОВ
В то лето в порту Эгвекинота под разгрузкой стояло три судна. Ничего необычного в этом нет. Только три и успевали разгрузить в навигацию.
И вот капитаны этих судов и буфетчица с одного из них решили переправиться катером на другую сторону залива Креста. Так сказать - скоротать на природе время. Эта поездка намечалась с ночёвкой, так что их отсутствие поначалу не вызвало беспокойства. Но они всё не возвращались. И тогда начались их поиски. Но обнаружили только разбитый катер. А из людей нашли только буфетчицу. Как значилось в милицейском протоколе: Со следами борьбы на теле трупа.
Что произошло на том берегу залива и куда бесследно исчезли три капитана - до сих пор остаётся загадкой. Была даже версия, что в залив вошла американская подводная лодка и забрала их к себе на борт.
Когда надежда найти пропавших иссякла, в Эгвекинот самолётом из Владивостока доставили трёх других капитанов. Почему не доверили проводку судов старпомам - не знаю. Внутренняя кухня Владивостокского Морского Пароходства мне не известна. Но возвращались эти суда во Владивосток уже с новыми капитанами.
6. НАСЕЛЕНИЕ ЧУКОТКИ. Понятно, что жили здесь чукчи - коренное население этих мест. Были и служивые люди - пограничники, военные, милиция и охранники лагерей. А гражданские приезжали сюда за романтикой или за длинным рублём. Или за тем и другим одновременно.
Но самый большой процент населения составляли здесь зэки в многочисленных лагерях ГУЛАГа. Многих из них называли ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ И ПЯТЬ. 25 лет заключения и 5 лет поражения в правах. Кто-то сидел за службу немцам во время войны. А кто-то подвергся репрессиям без всякого преступления.
Так оказался в здешнем лагере и младший брат знаменитого поэта Александра Твардовского. Во время войны Иван попал в плен к финнам. За что и был осуждён сроком на десять лет. И досрочно освободился из Чукотлага только в 1952 году.
7. ЧУКОТСКИЕ ДЕЛИКАТЕСЫ И ДРУГИЕ ПРЕЛЕСТИ. В фильме БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ есть сцена с Верещагиным, который не хочет кушать икру. Там это показано ради хохмы. А ведь на Чукотке всё так и было. Эти деликатесы там ели ложками. И они быстро надоедали.
Ягод и грибов тоже хватало с избытком. Но главное, чем славилась Колыма - это своим самородным золотом. Там в любой распадок спустись – золото под ногами валяется. Бывало, идёшь по распадку, споткнёшься о золотой самородок, чертыхнёшься, откинешь его ногой и идёшь дальше. Не тащить же домой такую тяжесть.
Вот вроде и весь рассказ. Если кто-то, прочтя его, захочет на Колыму - милости просим!
Всем добра и хорошего настроения!
P.S. В следующей публикации я снова вернусь в армейскую тему. Там ещё не всё дорассказано.
#колыма #чукотка #Иультин #эгвекинот #магаданская область #ледокол ленин #дальний восток #ванинский порт