***
После работы, Зоя долго сидела на берегу и вспоминала своего мужа. Артур был красивым парнем, с деловой хваткой. Энергия так и кипела в нём, он на месте не мог усидеть и секунды. Воспитавшийся в детском доме, брошенный всеми, он вырос настоящим зубоскалом. Нет, он никогда не скандалил, не угрожал, но его манера общения, с обширным багажом знаний и внушительным запасом слов - давала понять собеседнику, что преимущество на стороне Артура. Поэтому, парню легко удавалось ввести оппонента в состояние лёгкого гипноза, опираясь на своё природное обаяние и харизму. В первый раз он отсидел за мошенничество, попался по глупости. Второй раз, статья была посерьёзней - всё то же мошенничество, но в особо крупных размерах. Его сдала подельница, которую он любил со времён своей жизни в детском доме.
- А сейчас, ты её любишь? - наивно спрашивала тогда Зоя, мучаясь от ревности.
- Нет - жёстко отрезал Артур и в красивых серо-зелёных глазах его, промелькнула такая ненависть, что Зоя испуганно отпрянула от него и интуитивно схватилась за огромный живот.
- Ну, что ты, лапушка - ласково произнёс Артур, притягивая девушку к себе - тебе нечего бояться. Я, тебя и Сашеньку, очень люблю. Вы, самое дорогое, что у меня есть - он нежно поцеловал Зою, в лоб.
- Сашеньку? - удивлённо переспросила она.
- Да - твёрдо ответил Артур - девочка или мальчик, неважно. Будет Александра Артуровна или Александр Артурович.
Зоя улыбнулась и прижалась к мужу, чувствуя, как любит его. Очень сильно.
- Зойка! - вниз, с небольшого бугорка, спускалась Светка. Она была лучшей подругой Зои, ещё с детства и единственным человеком, который обрадовался её появлению в деревне, девять лет назад.
- Привет - Зоя вымученно улыбнулась, тяжело отходя, от нахлынувших воспоминаний.
- А ты чего тут сидишь? Домой не идёшь? Сашка, небось заждалась тебя - Светка присела рядом.
- Не хочется что-то. Мать опять начнёт на мозг капать.
- Из-за Виктора Петровича? - Светка знала об этом, потому что Зоя только ей могла доверить всю ситуацию и выговориться о наболевшем.
- Не только - усмехнулась Зоя - мы не живём, мы выживаем, по словам матери. Грызёт меня по поводу того, что санитаркой, я получаю копейки. Раз Виктор Петрович имел наглость позариться на меня, то пусть не за бесплатно.
- Да уж, маман твоя, в своём репертуаре. Она не подумала о том, что этот старый маразматик тебе не нужен? Молодая и красивая женщина, гробишь свои годы на этого рыжего пса, который пятки своей жене лижет. Какая выгода от него? Так матери и скажи, что спишь с ним, лишь бы не уволил.
- Ей скажешь, обзовёт дурой и дальше продолжит ныть. Как будто мы одни выживаем, сейчас всем плохо. Бардак везде и безденежье. Зарплату, вон не всегда получаем, по талонам отовариваемся в продмаге. А она всё ноет и ноет, теперь уже чтоб я в город подалась, в торгашки. А я разве умею? Это Артур у меня был... - Зоя закрыла лицо руками и расплакалась. Света обняла её за плечи.
- Мы в деревне ещё ничего живём - приговаривала она, поглаживая подругу по спине и успокаивая - у нас с огорода, всё своё. Картошка, моркошка, лучок. Нажарили летом, молоком запили и сыты. А у вас и корова есть, и козочка. Подворье, вон какое большое Эх, Зоя Алексеевна счастья своего не понимает.
- В том то и дело, что надоело ей по хозяйству управляться, несмотря на то, что мы с Сашкой помогаем ей, как можем. За любую провинность, Сашку лупит. Я только заступаться начинаю, она кричит мне, "от уголовника родила, ещё наплачешься с ней, дитё, мол учить надо, пока поперёк лавки укладывается, а во всю вытянется - не научишь". Да и гнать сразу начинает, если нам жить у неё не нравится, то вон дверь, порог и шуруйте.
Света лишь качала головой. А потом вдруг подскочила.
- Я чего тебя искала то. Как знала, что ты тут. Федька мой на встречу одноклассников ездил, а у него там - Светка закатила глаза - одни коммерсы. Приехал, глаза горят. Бегает по дому, руками машет: " И чего мы в этой деревне засели. Надоело коровам хвосты крутить, уйду из колхоза, буду бизнесом заниматься ". Мы с Танькой моей, только и успевали головами крутить туда сюда, пока мне не надоело и я не рявкнула на него, чтоб угомонился.
- Федька ... в бизнес ... - Зоя вдруг расхохоталась, обнажив ровные, белые зубки - ой, не могу. Федька-бизнесмен, который два плюс два, в уме с трудом складывает.
Светка тоже смеялась, пока не заболели скулы на лице.
- Ты дальше слушай. Он договорился с Виталием, своим одноклассником, у того торговые точки на рынке, а нас с тобой возьмёт, как помощниц.
Зоя перестала смеяться и посерьёзнела.
- Расскажи ему, чем всё это заканчивается. Мечты о больших деньгах, машинах и шикарной жизни. Про Артура моего расскажи, которого бандиты убили - на этот раз, Зоя сдержала слёзы и они со Светой поднялись.
- Да уж ... - пробормотала Света, зная, что теперь Фёдора ничем не остановить. Уж лучше бы не пускать его, ни на какую встречу одноклассников.
- Танька на танцы собиралась, твоя то пойдёт?
- Если мать уснула, то отпущу. Девчонка и так, просвета не видит - Зоя помахала подруге рукой и быстрым шагом пошла к дому.
***
Сашка ждала, когда бабушка уснёт. Всё её существо почему-то окатило волнение и трепет, оттого, что она увидит Степана. Она хоть и виду старалась не показать, но уж очень он ей, понравился. Интересно, сколько ему лет? На вид, больше двадцати.
" А мне, всего-то четырнадцать" - с грустью думала девочка. Услышав шаги, она прыгнула под одеяло и притворилась спящей.
- Сашенька - мама ласково провела по тёмным волосам дочери - ты на танцы пойдёшь? А то Таня собралась уже.
Сашка вскочила с кровати.
- А бабушка? - шёпотом спросила она.
- Спит, иди - Зоя проводила дочь, до калитки - я завтра выходная, пойдём за земляникой. Так что, недолго сегодня гуляй там - дала она Сашке, напутствие и пошла в дом, кутаясь в шерстяной платок. Вечера какие-то холодные, несмотря на июль - макушку лета.
Сашка радостно неслась к условленному месту и остановилась, разочарованно оглядываясь вокруг. Тани не было.
" Неужели не пойдёт?" - думала девочка, переминаясь с ноги на ногу и поёживаясь от холода, тянувшего снизу, с речки. Она долго ходила взад и вперёд, поджидая подружку. Потом разозлилась и пошла на танцы, в сельский клуб.
- Попалась! - сзади кто-то набросился и Сашка упала, испачкав платье и расцарапав коленки.
- Ты идиот, Рябинин? - девочка пыталась отряхнуться, но бесполезно и она набросилась на одноклассника, с кулаками - я тебе сейчас руки твои пообламаю, чтоб не протягивал их, куда не следует.
- Да я чё, я ж не специально - оправдывался Лёша Рябинин.
- Платье мне испортил, "не специально " - передразнила его Сашка - вот как я теперь в таком виде, на танцы пойду?
- Да ничё и не видно, любишь ты преувеличивать. Пошли - он схватил Сашку за руку и потащил - Танька между прочим, давно там. Я у неё про тебя спросил, а она рукой махнула и сказала, что тебя бабка не пустила. А сама при этом с каким-то парнем пришла и танцует с ним. Прям не узнаю, нашу Танюху! Такая скромница всегда, а тут прям раздухарилась вся - Лёшка был большим любителем поболтать и с удовольствием выкладывал Саше, новости с танцев. В Таньку он был тайно влюблён, ещё с пятого класса, поэтому шёл и возмущался.
Сашку покоробило то, что Танька за ней не пришла, в условное место. Но, она успокоила себя тем, что видимо она приходила, но не стала долго ждать и ушла.
- Что за парень то? - беспечно спросила Сашка, успокоив себя и перестав обижаться на Таньку.
- Степан вроде, бабки Маши внук. Прикинь? У этой интеллигенции в очках и с ридикюлем, откуда-то внук нарисовался!
Сашка споткнулась об камень и остановилась. Лёшка обернулся и крикнул:
- Ну? То на танцы спешила, а теперь что?
- Я ... я не пойду - Сашка закусила губу. В таком неприглядном виде, перед Степаном, она не хотела показываться.
- Да пошли! Чё ты ломаешься, Вершинина?
- Сказала не пойду, значит не пойду - Сашка топнула ногой и резко развернувшись, побежала домой. Она вдруг догадалась, почему Танька после встречи со Степаном, молчала всю дорогу и не пришла за ней, на танцы. Парень нравится ей!
- Ну, Танька, получишь ты у меня леща - Сашка обиделась на подругу и ревниво представляла, как они со Степаном, танцуют медляк.
На пороге дома, стояла Зоя Алексеевна. В руках у неё уже был приготовленный ремень.
- Время уже двенадцать! Где ты шлялась, а? Мать тебя что ли пустила? А ты и рада!
- Ба! Я просто дошла туда и обратно.
Зинаида Алексеевна замахнулась ремнём.
- Три часа ходила? Это в какой же клуб? До соседней деревни, видать! Мать непутёвщина и ты по её стопам пошла?!
Хлёсткий удар пришёлся Сашке по ногам и обжёг, словно пламя. Девочка даже не почувствовала боли, она настолько уже привыкла, что ей было всё равно.
- Иди в дом! - рявкнула Зинаида Алексеевна.
В проёме кухни стояла Зоя. Лицо её было бледным, а глаза горели. Она спрятала дочь за свою спину и дрожащим тихим голосом, произнесла:
- Ты не смеешь больше бить мою дочь.
На кухне воцарилась тишина, прерываемая лишь тиканьем настенных часов. Зинаида Алексеевна удивлённо смотрела на свою дочь, как будто только увидела её.
- Чего? Кто это там заговорил? Распутница, забеременевшая в пятнадцать лет от уголовника!
- Мама, перестань - повысив голос, попросила Зоя.
- Что, мама? Что, перестань? Ты сама дура, неспособная к жизни и дочь твоя, растёт такой же. В кого ей нормальной то быть? Так хоть я её уму разуму научу, пока в подоле, как ты, не принесла.
- Саша, иди спать - Зоя обернулась к дочери и обняла её. Саша с тревогой смотрела на мать, чувствуя исходившие от неё тепло и заботу.
- Мам, пойдём вместе? - взволнованно попросила она. Что-то странное было во взгляде матери, как будто какая-то обречённость и пустота.
- Сашенька, принцесса моя - Зоя крепко обняла дочь - я люблю тебя, иди спать. Мне с бабушкой поговорить нужно.
Она втолкнула дочь в комнату и прихлопнула дверь. Саша подставила ухо, но ничего не смогла разобрать. Зевнув, она потянулась, почувствовав, как сон слепляет её веки и быстро скинув платье, нырнула в кровать.
- За что ты меня ненавидишь, мама? - Зоя пристально смотрела на Зинаиду Алексеевну - сначала отца ненавидела, после его смерти, теперь меня. За что?
- За то, что ты копия он! Инфантильная, вся в него. Он полжизни прожил в каких то несбыточных мечтах, в нищете и впроголодь. Не добыть, не достать ничего не мог. Я, как белка в колесе, сама кручусь всю жизнь. А вы, две нахлебницы, свалились на мою голову. Ни сна, ни покоя мне.
- Зачем ты замуж тогда вышла за отца, если он был таким плохим? Меня зачем рожала? Чтоб всю жизнь не любить и упрекать? - Зоя впервые высказывала матери то, что думала.
- Да как ты смеешь мне такое говорить? Ты, которая вообще в пятнадцать лет сбежала из дома с уголовником! Твоя вырастет, я погляжу, как ты будешь её любить. Встретит какое - нибудь отребье, родит от него и тебе оставит. В нищете и без денег, я посмотрю, как ты будешь любовью пылать, к дочери. Это сейчас вы на всём готовом живёте, пока я есть. А меня не станет, по миру пойдёте, с протянутой рукой.
Зоя схватилась за голову, слушать это было невыносимо.
- Мама, я люблю свою дочь. Какой бы она не выросла, это мой ребёнок. Зачем ты заранее говоришь плохие вещи? Зачем упрекаешь куском хлеба? Ведь я тоже работаю, мы с Сашкой тебе помогаем по хозяйству! Зачем ты нас пардонишь? Зачем Артура поливаешь грязью? Ведь ты его даже не знала, какой он был...
- Ещё не хватало с уголовником мне знаться. Убили, туда ему и дорога. Вор! А то честно и порядочно жить не мог, и работать, как все. Хорошей жизни вам захотелось? Так получай! Жена преступника, а теперь ещё и путаешься с главврачом! Ладно бы хоть имела с этого что-то, а то ничего! За просто так. И ты ещё мнишь себя порядочной? Поэтому я и не сомневаюсь, что Сашка твоя, по твоим стопам пойдёт.
Зоя молчала. Ей так всё это надоело, что она просто встала со стула и пошла на выход.
- На часы то глянь, полоумная? Куда собралась то? - Зинаида Алексеевна широко зевнула и бросив ремень в угол, пошла спать, не забыв выключить свет.
- Ничего, пусть подумает о своей непутёвой жизни - бормотала себе под нос она и легла спать.
Зоя долго стояла на крыльце и смотрела на яркую полную луну.
" Я люблю тебя, маленькая моя " - прошелестел в воздухе голос Артура. Женщина вздрогнула и пошла, в голове проносились воспоминания о муже. Тоска о нём настолько окутала её, что стало невмоготу дышать.
- Артур ...