О том, какими должны быть и как должны строиться отношения в семье, в частности между родителями и детьми, подробно говорится еще в Ветхом Завете. Древние люди как никто знали, что есть почтение и уважение к старшим, и какое наказание ждет тех, кто отказывается следовать закону. Что изменилось с тех пор, кто для нас родители, почитаем ли мы их по-настоящему, являемся ли достойными детьми? Ответы можно найти и самостоятельно, а можно познакомиться с рассуждениями благочинного Краснокутского округа протоиерея Александра Писларя.
– Отец Александр, Священное Писание изобилует примерами того, как должны относиться друг к другу родители и дети. Расскажите о библейском взгляде на вопрос отцов и детей.
– Истинную природу отношений родителей и детей можно понять только в контексте общесемейных отношений. Природу семьи, как союза, созданного Богом, лучше всего объясняет Сам Творец в Священном Писании. Пример панорамного обзора семейной жизни дает книга Псалтири, а именно: 126 и 127 псалмы. На их примере можно выделить три стадии развития семейной жизни, которые описывает праведный царь Давид Псалмопевец. В соответствии с этими стадиями просматривается и постепенное изменение отношений между родителями и детьми.
Первая стадия – начало семейной жизни. В этот период люди, движимые чувством любви, создают брачный союз, в котором пока нет детей, но уже начинают закладываться основы будущей полной семейной жизни: супруги учатся жить так, чтобы в центре их союза был Христос. Все это происходит на фоне личных супружеских отношений и бытовых забот, ведь муж и жена только устраивают свой домашний очаг. В повседневности мы видим, что нередко супруги начинают семейную жизнь с нуля: у них нет своего жилья, имущества, которое будет необходимо в дальнейшем. И важно, в Псалтири об этом тоже говорится, избежать роковой ошибки – полностью вовлечься в созидание материальных благ, забыв, что есть более важные вещи. Если этот период благополучно был пройден, и Господь даровал чад, наступает вторая стадия.
Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые (Пс., 126:3-4). Царь Давид называет детей, наследием и наградой от Бога. Это очень важные понятия, указывающие, что дети, во-первых, являются не нашей собственностью, а собственностью Бога, которая вручается нам и, за которую мы дадим ответ. Во-вторых, дети – награда, дар, милость Божия, проявленная к супругам, без нее невозможна полноценная жизнь.
Сравнение детей со стрелами тоже имеет глубокий смысл. Здесь следует вспомнить строки: Наставь юношу при начале пути его, он не уклонится от него, когда и состареет (Притч., 22:6). Автор также уподобляет юношу стреле, которая достигнет цели и никуда не уклонится, если ей сразу задать верное направление. Интересно, что еврейское слово, переведенное на русский язык, как слово «наставь» в оригинале имеет два значения. Первое связано с частью тела – небом, и отсылает к обузданию дикого коня, на которого надевают удила. Второе – с кормлением младенца. В древности существовал обычай давать ребенку в уста каплю финикового сока перед тем, как мать будет кормить его своим молоком. Считалось, что таким образом младенец воспринимал сок как пищу и был готов к кормлению материнским молоком. То есть слово «наставь» означает – обуздание и, скажем так, воспитание в ребенке жажды к пище, в нашем случае, духовной.
Человеческая природа, имеющая греховное повреждение, нуждается в обуздании. И родители употребляют свою власть по отношению к детям, чтобы искоренить дурные наклонности и пороки. То есть пытаются обуздать страсти. Но мало держать ребенка под контролем, воспитывать в нем уважение и почтение, останавливать перед необдуманными поступками, нужно открыть ему то, что станет смыслом его жизни, воспитать жажду к этому истинному смыслу. Этого можно добиться не через запреты и строгость, а через пример истинной духовной жизни, которую ребенок должен увидеть в семье.
Третья стадия – оставление семьи взрослыми детьми. В Евангелии сказано: оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Мф., 19:5). Эти слова указывают на разрыв отношений, но это не значит, что дети полностью забывают и отделяются от родителей. Они теряют прежние эмоциональные связи и зависимость от материальной поддержки семьи: родители не должны больше кормить и содержать своих чад. Тесные отношения с матерью и отцом сохраняются, но приобретают иной характер. Родители должны быть благоразумны и понимать, что они уже не могут употреблять свою власть, потому как взрослые дети уже сами за себя отвечают и готовы к созданию собственной семьи.
Однако родители всегда могут помочь мудрым советом, молитвой, участием, не нарушающим свободу чад. Дети, в свою очередь, должны быть благодарны им и помнить, что родители – самые близкие и родные люди, воспитавшие и вскормившие, нуждающиеся в помощи, которую дети обязаны оказать.
– Почему Бог хочет, чтобы мы почитали родителей?
– Дети, видя со стороны родителей любовь и внимание, вырастают с осознанием необходимости послушания, что становится неким каркасом всего мировосприятия. Послушание выражается в том, что ребенок старается следовать тому, что говорят родители, а значит, он доверяет им.
Входя во взрослую жизнь, человек должен понимать, что мир устроен иерархично, что есть власть светская и духовная, которой подчиняются. Это свободное и осознанное подчинение, понимание, что эта власть несет благо, начинается именно с построения отношений в семье. Ребенок, не знающий законов жизни, не имеющий опыта, с доверием и послушанием относится к родителям – тем, кто старше, сильнее и опытнее его. Мама поддерживает малыша, когда тот делает первые шаги, и он чувствует, что мама – надежный защитник. Затем ребенок начинает исследовать окружающий мир и получает от родителей разные предостережения, но не слушает и в итоге на собственном опыте убеждается в правоте взрослых. Естественно, что доверие, любовь и уверенность в том, что родители его оберегают, только крепнут. Вообще ребенок часто в период получения знаний о самых простых вещах прекословит и не подчиняется воле взрослых. Это нормальный процесс становления личности, способной в будущем принимать решения самостоятельно. Конечно, семья должна помочь понять ребенку, что есть правильный выбор, объяснить, что общество и мир имеют иерархию, вершиной которой является Творец. И получается, что через воспитание в семье у ребенка формируется определенное отношение к Богу.
– А что значит почитать родителей? В чем это должно выражаться?
– Слово «почитание» можно понимать по-разному. Например, как признание ребенком жизненного опыта, силы, знаний и способностей, собственно и вызывающих почитание. Или как уважение к тому, кто тебя любит, и кому ты должен отвечать тем же, а не просто признавать авторитет и силу этого человека. Кончено, это идеальные отношения детей и родителей. Но зачастую бывает, что родители апеллируют к своей власти и пытаются подавить авторитетом детей, стараясь при любом удобном случае показать, что они всегда правы и настоят на своем. Это соответствует естественным законам жизни, но здесь кроется некоторая опасность. Мудрые родители не должны злоупотреблять полномочиями, вместо этого им следует очень аккуратно позволять детям проявлять свободу. Конечно, в определенных рамках, не давая этой свободе принять опасную для ребенка форму. Это очень важно, потому что в дальнейшем ему нужно будет принять факт, что жизнь определена Богом, но при этом человеку Богом дана и свобода выбора.
–В Ветхом Завете мы найдем множество заповедей, где говорится, что за почитание родителей наградой станет долгая земная жизнь. Это считалось настолько ценным?
– Нужно помнить, что эти заповеди даны человечеству в ветхозаветное время, когда все, что связано с понятием благо, воспринималось через призму земной жизни. И поэтому господь обещает людям награду – долголетие и процветание – уже на земле. В жизни мы видим, что наши дети, вырастая, относятся к нам так, как мы относились к нашим родителям. И если мы относились к своим родителям должным образом, такое же отношение мы увидим от своих детей. Разве это не благо? Разве это не продлит наши дни? Не секрет, что жизнь родителей сокращают переживания из-за того, что не всегда дети оказывают им внимание, уважение, любовь и поддержку. Но если они были добры к своим родителям и хорошо воспитали своих детей, то, я думаю, они обретут долголетие, радостную и спокойную старость.
– Почему непочитание родителей причисляют к тяжким грехам?
– Вспомним, что молитва Господня начинается со слов «Отче наш». Даром жизни мы обязаны и родителям, и Богу. Мы обращаемся к Богу как к Отцу. И если вернуться к разговору об иерархичности жизни, о том, что наше отношение к родителям напрямую связано с отношением к Богу, можно понять, человек, не почитающий земного родителя, никогда не сможет почитать и своего Творца. А что может быть более тяжким грехом, чем отрицание разумным существом, созданным по образу Божию и призванным достигнуть богоподобия, Того, Кто его сотворил? Получается, от непочитания родителей один шаг до богоборчества.
Даже если мы посмотрим на этот вопрос с общечеловеческой точки зрения, мы увидим, что у развитых народов всегда присутствует почтительное отношение к старшему поколению. Совершенно противоположно отношение к пожилым людям у народов, стоящих на низкой ступени развития. В язычестве, например, родители преклонного возраста не были достойны уважения, считались обузой, от которой нужно скорее избавиться. Поэтому неуважение, непочитание старших – признак варварства, дикости и отсутствия или утраты добрых традиций.
– В Ветхом Завете говорится, что дети, злословящие родителей, должны быть преданы смерти. Не слишком ли сурово наказание?
– В ветхозаветных законах за очень многие человеческие проступки, которые мы бы сейчас оценили с нравственной стороны лишь как неблаговидные, недостойные и асоциальные, полагалась смертная казнь. Всегда нужно делать поправку на ветхозаветное время и понимать, что люди только готовились к приходу в мир Спасителя и находились в таком духовном состоянии, что не могли еще понять, что есть грех, добродетель. Господь премудро вел народ и через пророков давал законы, в том числе о смертной казни за определенные деяния, потому как люди того времени воспринимали только очень сильные средства убеждения. В Новом Завете мы не найдем ни одного греха, за совершение которого человек карался бы смертной казнью. Ведь учение Христа предполагало надежду на покаяние, искупление и исправление.
– Нужно ли бояться родителей?
– Давайте обратимся к такому понятию как «страх Божий», или страх перед Богом. Это отнюдь не ужас перед объектом преклонения, это боязнь оскорбить словом или делом Того, Кто является источником самой большой любви. Точно также мы должны относиться к родителям. Разве не должен ребенок бояться оскорбить мать или отца? Ведь родители у него одни, ближе и роднее у ребенка никого нет. Страх можно разделить на следующие категории: страх перед наказанием и страх оскорбить, предать любовь Бога или родителей своими действиями, греховными поступками. Преобладание одного из этих видов страха зависит только от личности самого ребенка. Впрочем, как и взрослого человека. Но в любом случае, нужно стремиться к тому, чтобы в нас преобладал страх совершить грех и проступок.
– А как человеку относиться к родителям, не исполняющим своих обязанностей?
– На каждый случай нужно смотреть отдельно. Есть крайности, когда родители жестоки к детям и ведут асоциальный образ жизни. Слава Богу, у нас есть законы, лишающие таких родителей прав. Однако есть ситуации, когда дети предъявляют претензии и завышенные требования. Например, дети возмущаются по поводу того, что отец и мать не дали им образования, не оставили богатое наследство и т.д. Дети обязаны быть довольны всем, что получили от родителей, помнить, что они получили главное – дар жизни, и поэтому не имеют права судить отца и мать, уподобляясь ветхозаветному персонажу Хаму.
– В Библии сказано: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:2-4:) .Что понимается под словом «не раздражать»?
– Действительно, апостол употребляет очень краткое и емкое слово, в котором отражен целый спектр понимания мудрости родителей. Что значит не раздражать детей? Родители должны хотя бы интуитивно обладать педагогической мудростью, они должны видеть разницу между принципиальностью, строгостью и завышением требований, которых дети заведомо не смогут выполнить. Родители должны понимать, в каком случае ребенка нужно простить, в каком – наказать, чтобы он осознал вину, а в каком вообще не показывать, что они знают о неблаговидном действии ребенка, но путем разных педагогических приемов, привести к тому, чтобы он сам раскаялся и признался в совершенном. Пусть это произойдет спустя некоторое время, зато в дальнейшем ребенок, скорее всего, ничего подобного уже не повторит. Не раздражать своих детей это значит не ставить перед ними невыполнимых задач и тем самым не вводить в состояние постоянного стресса.
– Равноправны ли родители в плане воспитания ребенка?
–Воспитание – это совместные усилия родителей. Дело в том, что в одном возрасте ребенку более близок отец, а в другом – мать. Это вполне нормально. В первые годы жизни ребенок обычно тесно связан с матерью, а в подростковом возрасте он чаще общается с отцом. В каждой семье свои особенности, поэтому не стоит ставить кого-то из родителей на первое место. В свое время и при определенных обстоятельствах в жизни ребенка каждый родитель занимает свое достойное место.
– Отец Александр, как понимать фразу из Нового Завета: «…ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее» (Матфея 10:35).
– Этот фрагмент Священного Писания указывает на то, что человек, придя к вере, встречает непонимание со стороны самых близких людей – родителей, супругов, детей, к этой вере еще не пришедших. Именно с этим столкнулись первые христиане. Житие святой великомученицы Екатерины показывает, насколько ужасающим это непонимание может быть: родной отец предает дочь на муки и смерть за то, что она не желает отречься от веры в Христа. Нужно понимать, что вера не разъединяет, а истинно объединяет людей, но только тех, кто к ней пришел. Поэтому, если супруги не исповедуют одну веру, возникновение пропасти между ними неизбежно. Не зря Церковь наставляет вступать в брак с единоверцами. Но этому правилу не следуют, пытаются обрести счастье с иноверцами (мусульманами, буддистами), инославными христианами (католиками, протестантами и т.д.) или атеистами, думая, что важно любить друг друга, а все остальное само построится. Напротив, по мере того как супруги будут взрослеть, воспитывать детей, задумываться о будущем и стареть вопросы веры постепенно будут выходить на первое место, и вот тогда возникнут серьезные разногласия. Такая семья будет сравнима со зданием, которое построили на фундаменте, давшем трещину.
2015 г.