- Ежунь, сходил бы, посмотрел, чем дети заняты, — Белая Мышь нависла над Очень Умным Ежиком, уютно устроившимся в тени большого дуба, с газетой «Лесных Новостей» и стаканом холодного ягодного морса.
— Весь день на речке торчат. Мне Рыбы приходили жаловаться, спать им не дают, галдят целый день. Бобров замучили совсем, то плотину разбирают, то деревья просят валить. А им же отказать невозможно. Попробуй, твоей Космее откажи, она же всю душу вытрясет, но своего добьется.
Только Белая Мышь позволяла себе называть «Ежуней» Очень Умного Ежика. И делала это в крайней ситуации. Такое обращение означало только одно: придется идти…
- И тебе добрый день, Мышь.
Идти к Маленькой лесной речке не хотелось. Все утро Ежик провел, работая энциклопедией, отвечая на вопросы детей. И если Сероглазый Воробушек подходил к этому серьезно, то вопросы от Космеи и Маленького Котенка сыпались как из рога изобилия. Он успел рассказать о кораблестроении, путешествиях, пиратах, навигации, океане, животном мире и координатах Австралии. Вывод из этого напрашивался только один: дети собрались в морское путешествие.
**********************
- Котенок, неси веревки! Воробушек, где гвозди? Бобры, где бобры? Почему осина еще стоит? Мы отстаем от гарфика! Так мы никуда не отплывем. Живее! Ну-ка, навались!
Космея устроилась в ветвях старой березы, и, свернув кусок бересты, как рупор, отдавала команды. Внизу царило нездоровое оживление. Разноцветные Рыбы с помощью Речного Рака резали водоросли и приносили их Маленькому Котенку. Котенок носился с водорослями, заменявшими веревки, и пытался сплести их в канаты. Бобры валили все деревья подряд, выдергивая мелкие ветки, - только бы от них отстали и перестали разрушать их плотину.
- Графика, – поправил Космею Сероглазый Воробушек, — никогда не отплывем.
- Не учи ученого! Где доски верхней палубы?
- Космея, мы строим плот, если ты имеешь в виду веточки для настила, то еще рано, мы еще не закрепили бревна между собой, – Сероглазый Воробушек сверился со своими записями.
Суета продолжалась.
- Рыбы! Почему вы не помогаете плести канаты? Идите и помогайте. Почему Котенок делает это один? Принести водоросли – этого недостаточно. Начинайте плести еще в воде!
- Космея, а ты не хочешь спуститься и помочь Маленькому Котенку? – Воробушек оторвался от скрепления бревен и в очередной раз сверился с записями.
- Нет, конечно, как ты не понимаешь! Я должна руководить вами. Без меня вы ничего не сделаете. Только мое умелое руководство двигает эту сройку века!
- Стройку, - поправил Воробушек, — стройку века.
- Вот именно! Без меня вы пропадете, и наш грандиозный замысел так и останется записями на бумаге! Вперед! Я вижу гарнизон!
- Горизонт, - не удержался Сероглазый Воробушек.
- Можно, я немного отдохну? Я устал и весь вымок, хочу напомнить вам, что вода в Маленькой лесной речке всегда холодная. Она же начинается из родника, – Маленький Котенок поймал солнечный лучик и с удовольствием подставлял бока для обогрева.
- Нет! Как можно! Мы же отстаем, от как его… Воробушек, подскажи.
- От графика.
- Правильно, от графика. Так мы никогда не закончим нашу сройку!
- Стройку.
- Правильно! Никаких перерывов! Всем работать!
***********************
Когда Очень Умный Ежик добрался до речки, то никого не застал. Только Космея хлюпала носом, сидя на старой березе.
- Привет, красавица. А где же остальные участники экспедиции?
- Они ушлиииии… иии
Слезы полились градом, грозя затопить окрестности Большой лесной поляны и берега Маленькой лесной речки.
- Слезай, Егоза, и расскажи, что случилось. Слезами горю не поможешь.
- Я, я… я была самым главным, я всем руководила. А они… ииии… они уплыли без меня! Сказали, что руководитель им не нужен, а нужен друг…
- Ну-ну, успокойся. И расскажи, как было. Я понял, ты была руководителем. А кто назначил тебя? Вы голосовали или жребий бросали?
- Я сама себя назначила, кто-то же должен руководить процессом.
- Ага, понятно. А много ли пользы было от твоего руководства? Задачи стали решаться быстрее или бесполезной суеты стало меньше? Ладно, не реви, слезай.
- Бобры, а Бобры. А где наши путешественники? Добрый день, - обратился Ежик к Бобрам.
- Здравствуй, Очень Умный Ежик. Как это «где»? У второй плотины, через пятьсот метров. Решают, что им делать. То ли плот новый строить, то ли этот переносить по берегу, после того как мы отказались плотину разрушать.
- Спасибо, Бобры. Спасибо, что детям помогли.
- Не за что. Мы знаем, как это - быть маленькими. Сами такими были.
- Ну, пошли, Космея. Прогуляемся вдоль берега, найдем твоих друзей. Не робей, они рады будут видеть тебя.
**********************************
- Воробушек, а мы правильно поступили, не взяв руквадителя на борт? – Маленький Котенок был расстроен: их верный товарищ и участник всех игр остался на берегу.
- Руководителя, - по привычке поправил Сероглазый Воробушек. — Послушай, Маленький Котенок, на корабле не бывает руководителя. На корабле бывает Капитан. Капитан — это почетная и главная должность, ее надо заслужить. Своими знаниями, умениями или опытом.
- Но у нас не корабль, мы построили плот, – возразил Котенок.
Ему было очень жалко Космею. Он видел, как она заплакала, когда они отплыли без нее.
- Плот — это маленький корабль. И мы собрались в большое путешествие. Нам нужны члены команды, а не руководители. Те, на кого мы сможем положиться. Кто будет плечом к плечу переносить все невзгоды и трудности путешествия.
Воробушек еще долго говорил о равных условиях, о доверии и дружбе, о работе и помощи. Но Котенок не слушал, он думал, как вернуть Космею. Ему так не хватало ее.
- Погоди, Воробушек. Ты очень умный, но мне грустно, что мы оставили нашего друга на берегу и уплыли без нее. Давай вернемся и позовем ее с собой. Просто ты объяснишь ей, что нам нужен не руквадитель, а член банды.
- Руководитель, член команды, - Сероглазый Воробушек в очередной раз сверился с записями.
На самом деле никакие записи он не смотрел. Просто он не хотел, чтобы Маленький Котенок видел, что он готов расплакаться. Огромных усилий ему стоило оставить на берегу Космею. Но он принял решение и считал, что так лучше для экспедиции.
- Добрый день, мореплаватели. Что не веселы и носы повесили? Может, вам песню веселую запеть?
Капитан, капитан, улыбнитесь,
Ведь улыбка — это флаг корабля.
Капитан, капитан, подтянитесь,
Только смелым покоряются моря!..
Ежик пропел песню целиком.
- И кто Капитан на вашем плоту, и куда он направляется? Есть ли еще вакантные места в команде, или набор уже завершен? – спрашивал Ежик.
- Здравствуй, Очень Умный Ежик. Нет, Капитана у нас еще нет. А направляемся мы в кругосветное путешествие. Команда наша еще не укомплектована, и мы рады новым членам.
Ежик из последних сил пытался не смеяться на столь мудрые речи Сероглазого Воробушка.
- Отлично, мне бы хотелось записаться к вам в команду.
- У нас нет Капитана, мы сами по себе, – Маленький Котенок спрыгнул с плота. — Мы решили, что нам нужны члены банды, эээ… команды, и мы все равны.
- Нет, так нельзя. На каждом судне должен быть Капитан – тот, кто принимает самые ответственные решения в самых сложных ситуациях.
- Тогда будь нашим капитаном, ты самый умный - тебе и руководить, – Сероглазый Воробушек с грустью посмотрел на непреодолимое препятствие в виде плотины и спрыгнул с плота вслед за Котенком.
- Я не могу быть вашим Капитаном. Ведь я не принимал участие в постройке корабля, я даже не знаю, куда мы плывем.
- Пусть Сероглазый Воробушек будет нашим Капитаном! – не удержалась Космея. — Возьмите меня, пожалуйста, в плавание, я буду вам во всем помогать. Я больше не буду руководить.
- Ну конечно, мы тебя возьмем, – обрадовался Маленький Котенок. — И пусть Воробушек будет Капитаном!
- Ну, а ты что скажешь? – спросил Очень Умный Ежик у Сероглазого Воробушка.
- Я не возражаю, я постараюсь оправдать доверие, оказанное мне.
Бобры при этих словах скатились в речку и захлопали хвостами по воде. Было не совсем понятно, они смеются или радуются назначению. Будем считать, что радовались назначению.
- Тогда командуй!
- Все не борт! Мы отплываем! Ой… - Воробушек с грустью посмотрел на плотину, перегораживающую речку.
- Паааап, папа, ну папа, — Космея дергала Ежика за колючки. — Ну ты же не поплывешь с нами, правда? Ты очень занят, тебе некогда. Паааааап! Ну чего ты молчишь?
На самом деле Ежик не молчал, а перемигивался с Бобрами. Те в ответ строили смешные рожицы и согласно кивали.
- Хм-хм, разрешите обратиться, Капитан, – один из Бобров облокотился на край плота. — Нам бы не хотелось мешать вашему путешествию, но разобрать плотину не представляется возможным. К тому же я обращаю ваше внимание, что это плотина номер два, а их всего двенадцать до впадения в Большую лесную реку. Разрешите, я посоветую вам другой маршрут. Не согласитесь ли вы плыть в обратную сторону, к истоку Маленькой лесной речки и заодно осмотреть родник, из которого она берет начало? Я гарантирую вам, что путешествие будет не менее увлекательным и познавательным. А чтобы придать скорости вашему кораблю и плыть против течения, двое самых сильных из нас будут вашими двигателями. А на обратном пути вы насладитесь течением самой Маленькой лесной речки и прибудете в точку отправления к плотине номер один.
Сероглазый Воробушек был в растерянности. Конечно, он задумывал свое путешествие в Австралию. Но плотина была непреодолимым препятствием. А тут предлагалось плыть к истоку, да с ускорением, как настоящий пароход. Ну, в Австралию можно и пешком сходить. Потом, как-нибудь.
Все замерли, ожидая решения Капитана. Каждому хотелось прокатиться в сопровождении Бобров.
- Хорошо, я принимаю ваше предложение. Команда, приготовились, мы отплываем!
- Капитан, разрешите обратиться? – спросил Ежик.
- Да, конечно.
- Неотложные дела заставляют сойти меня на берег. Я очень огорчен, но не могу продолжить путешествие с вами, — Очень Умный Ежик выглядел расстроенным.
Так ли это было на самом деле, мы не знаем. Под веселый смех друзей плот отчалил и, набирая скорость, скрылся за поворотом.
- Ежунь, пойдем, я тебя чаем угощу. Ты теперь часа три можешь свои «Лесные Ведомости» читать, - предложила Мышь.
- Да, спасибо тебе, Белая Мышь. Пойдем.