Середина лета, со всех сторон новости с летних фестивалей, открытия новых концертных площадок. А вот мы с нашей группой все крупные летние фестивали пропустили.
Почему? Потому что мы собрались в начале года, была нестабильность с составом, не было промо материала, студийных и концертных записей, программа и аранжировки отрабатывались. В общем оказались не готовы.
Только к середине лета у нас все это появилось, и мы готовы были ринуться в бой покорять концертные площадки. Вот только незадача - на всех фестивалях места давно забиты, и еще большая очередь из желающих туда попасть.
Если организаторы фестивалей у вас в друзьях, то можно воспользоваться связями, чтобы вас добавили в какое-нибудь не самое популярное время, или если вдруг какая-то группа (вашего уровня) откажется от участия, то можно будет ее заменить, понятное дело, что вместо Алисы вас не поставят, но вот вместо молодой не самой известной вполне могут (лично наблюдал такие вещи).
Если у вашей группы нет связей или друзей среди организаторов фестивалей, то путь будет не самый простой, зато честный. Только вы и ваша музыка, как поработаете, такой отлик и получите.
Итак, что нужно сделать, чтобы быть готовым к крупному фестивалю? Я изложу мысли на основе своего личного опыта (мне приходилось принимать участие в составах других групп на фестивалях Harley days, Imis, Host Bike fest, Arctic riders, Трасса 148, открытие и закрытие мотосезона на Дворцовой площади и т.д.).
Промо часть
Если ваша группа не флагман русского рока, которую знают в самых отдаленных областях нашей страны, то следует подготовить промо материалы для общения с организаторами концертов.
1. Аудиозаписи - сделайте студийные записи, в наше время часть работы можно сделать в домашних условиях и уменьшить бюджет записи. Но, в любом случае, вас должны услышать в хорошем качестве.
2. Сделайте видео живого выступления, поучаствуйте в разных сборных концертах, делайте видеозаписи, выберите самое лучшее выступление по качеству игры и эмоциям. Если есть возможность, запишите звук с пульта во время выступления и наложите на видео - звук станет гораздо более читаемым.
3. Сделайте фотосессию группы.
4. Расскажите о себе - что вы играете, что хотите донести до слушателя. историю создания.
5. Создайте странички в соцсетях и оформите их. Предоставьте контакты для связи с вами.
6. Подготовьте тех райдер, конечно на начальном этапе с вашими потребностями особо считаться никто не будет, но, по крайней мере, звукорежиссеру будет понятно, 2 гитарных усилителя вам надо или 1, сколько микрофонов нужно выставить (если у вас есть бэк вокал). Сколько дибоксов предоставить, если у вас есть клавишные или плейбэк.
Концертная часть
1. Должна быть детально проработана музыка, до ноты. Все партии выучены и отрепетированы, без всякой импровизации (как только вы будете не уверены в нотах и задумаетесь об этом - моментально забудете партию). Выход на большую публику - это мощный выброс адреналина, в этот момент мозг часто не справляется с эмоциональной нагрузкой, и нужно исполнять свои партии на уровне рефлексов, не задумываясь и не вспоминая, что же надо играть в следующем такте.
Если музыкальная часть отработана, то вы можете лучше сосредоточиться на взаимодействии с публикой. Еще для концерта стоит упростить аранжировки, потому что мелкие партии растворятся в общем громе и не будут считаны. Один мой приятель в бытность клавишник группы Мультфильмы рассказывал, что даже отключал активность клавиатуры синтезатора (чтобы динамика игры была одинаковой вне зависимости от человеческого фактора), а остальные ребята играли свои партии максимально просто, чтобы играть четче и давать больше энергии на концерте.
2. На фестивалях большая сцена и вам нужно делать шоу, чтобы быть интересными. Нужно заполнять сцену своей энергией, движением. Лучше всего проработать часть ваших движений с игрой на инструменте на репетиции, взаимодействие вокалиста с музыкантами, музыкантов друг с другом. Снимайте репетиции на видео и анализируйте то, как вы смотритесь. Репетируйте и еще раз репетируйте, чтобы все стало на уровне рефлексов - чем меньше вам придется включать мозг, тем лучше будет проходить концерт.
3. Проработайте ваш визуальный образ, который будет соответствовать вашей музыке, тому посылу который вы несете. Образ группы хочется видеть целостным. У меня было выступление, когда вся группа была в образе крутых рокеров, и только один гитарист вышел на сцену, как будто только что приехал с дачи, где копал картошку - в шлепанцах и каких-то шортах, в которых ходил на рыбалку, ему было за 60, с ним уже никто не спорил))
4. Проработайте техническую сторону, все инструменты должны быть в идеально исправном состоянии, отстроены. Электроника должна работать без сбоев, вся коммутация должна быть идеально исправной (важно еще всегда иметь с собой запас на подмену - струн, шнуров и прочих расходников). Все гитарные примочки должны быть отстроены, отрепетировано переключение эффектов. На сцене часто происходят нештатные ситуации и надо быть к этому готовым. Чтобы вам было себя комфортно слышно на сцене, задумайтесь над ушным мониторингом.
Помните, если что-то у вас технически не до конца проработано, то по закону подлости именно это и сломается - батарейка в активном инструменте сядет прямо посреди выступления, похрипывающий шнур окончательно сломается, блок питания сгорит, звуковая карта сломается, струны порвутся. Не знаю как это работает. Поэтому сейчас я всегда ношу с собой все в двойном экземпляре и легко могу заменить неисправную часть своего сетапа, т.к. сам столкнулся со всеми проблемами без исключения из этого списка)) Желательно еще иметь и запасной инструмент (полностью настроенный) на замену.
Отбор групп для летних фестивалей начинается с осени. К этому моменту у вас уже должно быть все готово, вы уже набили себе шишки и получили драгоценный опыт на мелких концертах в клубах. Ваших слушателей становится все больше.
Когда у вас все готово, рассылайте промо организаторам, участвуйте в предварительных отборочный турах - это позволит показать себя, познакомиться с коллегами по цеху, наладить связи и уже, возможно, если вы себя хорошо зарекомендуете, то попадете в лайнап какого-нибудь крупного фестиваля. Да, организаторам интересно привлекать группы со своей аудиторией, поэтому, чем больше у вас фанатов, которые ходят на ваши концерты, тем выше шансы попасть в участники фестиваля.
Еще важно, как и в любом другом деле, четко соблюдать договоренности - если будете отменять свое выступление непосредственно перед концертом (для организатора это головная боль, т.к. найти оперативно замену - это непросто) или будете в пьяном виде ломать аппаратуру, то в следующий раз вас не позовут и другим не будут рекомендовать с вами связываться, в этой сфере все друг друга знают и репутация многое значит.
Будьте классными ребятами! Дерзайте!
А мы в свою очередь закидываем удочки для того, чтобы принять участие в опен-эйрах уже в следующем году.
подписывайтесь на канал и делитесь своими соображениями в комментариях.