Последние два месяца команда канала Кальян для Россиян плотно сидела за работой, результаты которой представлены в этом исследовании. Сейчас выходит много подкастов, статей, постов, мелькают различные мнения и обсуждения того, в каком состоянии находится кальянный рынок России. Многие бренды играют в открытую и предметно рассказывают о проблемах, с которыми сталкиваются в последнее время. Но только конкретные цифры дают более-менее объективное представление о происходящем. И мы их собрали.
Все сведено в таблицы и диаграммы, которые представлены ниже с комментариями Главреда.
Откуда что взялось: методика исследования, какие данные использовали и почему
Объем рынка решили измерять с момента ввода товара в оборот. Таким образом, объём рынка в нашем исследовании определяется по трем показателям:
- произведенному в РФ табаку и бестабачным смесям
- импорту табака и бестабачных смесей в РФ
- зарегистрированному объему контрафакта
Все данные за 2020 и 2021 год, так как официальная статистика за эти периоды окончательно подведена специально уполномоченными органами и находится в свободном доступе.
Данные по произведённому в РФ табаку публикует Федеральная налоговая служба. В них приводится информация по уплаченному акцизу за 2021 по субъектам России и по видам кальянной продукции. Уплата акциза производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции, поэтому данные налоговой соответствуют выпущенной табачными предприятиями продукции за период с 01 декабря 2020 по 30 ноября 2021.
Согласно Приказу ФНС России от 7 апреля 2020 г. № ЕД-7-14/238 данные об уплаченных налогах и сборах предприятий должны быть раскрыты налоговой не позднее 1 октября года, следующего за отчетным. Поэтому точные данные по выпуску продукции предприятиями возможно будет получить только после этой даты.
Таким образом, чтобы предварительно определить объем выпуска табачной продукции предприятиями, нужно сравнить данные по выручке компаний из СПАРК-ИНТЕРФАКС (за вычетом данных по экспорту) и уплаченным акцизам за 2020 и 2021 год.
В отличие от акцизов данные по выручке предприятий публикуются за период с 1 января по 31 декабря, поэтому в данном случае мы приводим экспертную оценку.
Данные по таможенной статистике (импорту и экспорту) закуплены у Федеральной таможенной службы по категориям: уголь для кальяна, табак для кальяна. Данные по импорту угля используем для оценки контрафакта и рынка бестабачных курительных смесей.
Для целей исследования применяли следующий расчет: расход на 1 чашку - табака 20 гр, 3 угля из упаковки 72 кубика. Итого на 1 кг табака и бестабачных смесей приходится 2,083 кг угля или на 1 кг угля приходится 0,48 кг табака и бестабачных смесей.
По данным независимого международного агентства маркетинговых исследований TNS Kantar доля нелегальной табачной продукции на российском рынке возросла до 10,7% в 2021. Поэтому за долю контрафакта приняли это значение - 10,7%.
Данные по производству бестабачных курительных смесей возможно получить методом от обратного, а в разрезе брендов – по опросам производителей.
Итого, получили некую систему оценки с описанными выше допущениями. Возможно, когда ГИС МТ «ЧЕСТНЫЙ ЗНАК» заработает на полную, мы увидим статистику по выводу маркированной продукции из оборота, и на ее основе можно будет делать выводы о реальных объёмах рынка.
Содержание и комментарии
Итого, суммируя данные, получаем вот такую цифру по объему рынка в 2021 году. Несмотря на глобальные экономические потрясения последних лет, можно отметить небольшой рост рынка по сравнению с 2020 годом.
Альтернативная методика расчета объема рынка – по импорту угля - приведена для сравнения. Данные, полученные в соответствии с двумя методиками различаются незначительно, а значит, близки к правде.
Оценивая объем рынка в динамике, нельзя не отметить бешеный рост производства бестабачных смесей. В 2021 году они даже отхватили долю у табака. Беспрецедентно, потому что незаметно. Конечно, новые бренды бестабачных смесей мелькали и тут, и там, однако пока не увидишь конкретные цифры, красочная картина не вырисовывается. Так вот она.
Что касается ТОП-3 курительных смесей, то в 2021 году Black Burn утратил свою замыкающую позицию лидеров. Обратите внимание, что в категорию «курительные смеси» входят как табаки, так и бестабачные смеси. BRUSKO – прямо-таки ворвались в рейтинг и, судя по цифрам, оставили Burn существенно позади.
У DARKSIDE и MustHave, кстати, ничего особо не изменилось. Колебания что в плюс, что в минус незначительные. При этом как продавались, так и продаются. Это может быть относительно хорошей новостью для конкурентов, но достаточно плохой для самих компаний: они прогрессивно не растут. А раз не растут – можно обогнать.
А вот общая картина - такие доли рынка занимают сейчас лидеры сегментов по совокупности.
Следующая табличка – сводная по наиболее популярным брендам рынка. Посмотреть для сравнения.
Выводы и предсказания
Контрафакта становится меньше, бестабачных смесей больше и больше. Таких крупных игроков как BRUSKO игнорировать уже не получится, а за развитием бестабачного сегмента придется следить пристальнее - они цифрами доказывают, что легко могут конкурировать с табаком и успешно преодолели стереотип о том, что бестабачку курить «зазорно».
В целом рынок растет мало, вяло и медленно. Оно и понятно в текущей глобальной экономической ситуации.
В 2022 был некоторый шанс, что рынок подрастет более существенно за счет перераспределения бюджета с за границы на внутренний досуг, отдых и развлечения. Но прошла уже половина года и эти предположения особенно не подтвердились. В небольшой плюс играет отмена антиковидных ограничений, а также временные послабления проверок и контроля для бизнеса. Правда такие плюсы идут на пользу в основном многострадальной HoReCa.
На фоне происходящего видится, что консолидация рынка будет только больше усиливаться. «Богатые богатеют, бедные беднеют» или, перекладывая на наши реалии, крупные игроки будут укрупняться и укреплять свои позиции, в том числе, за счет расширения портфелей.
Для обычных курильщиков ключевым остается вопрос цены. А для профессиональных предпринимателей – заработка. Так что, если в 2022 году вы еще не переболели идеей зайти на рынок с новым табаком – полистайте картиночки выше и крепко подумайте. Факты – вещь упрямая, а «главное – верить» работает не всегда.
Пишите комментарии и свои соображения по поводу этого материала и обязательно поставьте реакцию на пост, если было интересно. Большую работу проделали, активная обратная связь будет лучшим результатом.
ПОНРАВИЛСЯ ФОРМАТ? ПОДПИШИСЬ НА КАЛЬЯН ДЛЯ РОССИЯН!