Найти в Дзене
О Москве нескучно

"Площадь Ильича": смысл отделки станции, о котором вы, скорее всего, не подозревали

Оглавление

Откуда взялось название станции? Какие сложности возникли в процессе её строительства? Чему посвящено оформление платформы? Какими должны были стать светильники в центральном зале по изначальному проекту? Что за смысл скрыт в лампочках над боковыми частями платформы? А также - как удалось сохранить барельеф В.И. Ленина? И что можно увидеть, если внимательно присмотреться к пилонам? Об этом и не только расскажу сегодня.

Почему "Площадь Ильича"

"Площадь Ильича" - это станция Калининской линии. Она открылась 30 декабря 1979 года в составе участка "Марксистская" - "Новогиреево". Сейчас место, где располагаются выходы в город, именуется площадью Рогожской заставы. Однако с 1955 по 1992 годы, она называлась площадью Ильича. В честь неё станция #метро и получила своё имя. Когда Советский Союз распался, платформу хотели переименовать в "Рогожскую". По историческому названию местности. Но в итоге делать этого не стали. Хотя инициативы о переименовании выдвигались вплоть до 2017 года.

Станция "Площадь Ильича", 2018. Фото из Википедии.
Станция "Площадь Ильича", 2018. Фото из Википедии.

Работы по сооружению станции шли непросто. На протяжении всей Калининской линии почвы очень сложные, с огромным количеством грунтовых вод. Поэтому большинство платформ строили закрытым способом с помощью щита, которым проходили тоннели. Следовательно располагаются они на большой глубине. Так "Площадь Ильича" находится в 46 метрах под землёй. По конструкции она пилонная трёхсводчатая. То есть имеет три свода: центральный зал и два боковых, где останавливаются поезда.

Сооружение тоннеля, где потом установят эскалаторы на станции "Площадь Ильича", 1979. С сайта www.pastvu.com.
Сооружение тоннеля, где потом установят эскалаторы на станции "Площадь Ильича", 1979. С сайта www.pastvu.com.

Сложные геологические условия вынудили применять новые технологии. Например, для сооружения эскалаторного тоннеля выбрали способ, который позволял эффективно проходить горную породу, а также параллельно избавляться от воды с помощью дренажей. Это помогло завершить работы гораздо быстрее и начать монтировать эскалаторы.

Станция-мавзолей

Проект станции создавали архитекторы В.И. Клоков и Л.Н. Попов. Интересно, что последний в первой половине 1990-х годов участвовал в строительстве соседней станции "Римская". Темой оформления "Площади Ильича" стал тезис "Ленин и рабочий класс Москвы". Поэтому в отделке пилонов применили тёмно-красный мрамор. Их форма напоминает немного приплюснутые кубы. Существует версия, что это такой художественный приём.

Якобы архитекторы хотели сделать пилоны чем-то похожими на Мавзолей Ленина, который стоит на Красной площади. Дополнили цветовое оформление гранитным полом с красными, серыми и чёрными вставками. Чтобы станция не вышла очень тёмной, своды, а также пространство между пилонами оставили белыми. Там же сделали круглые ниши для светильников. Сейчас их функцию выполняют информационные таблички.

Круглые ниши в пространстве между пилонами, 2021. Фото моё.
Круглые ниши в пространстве между пилонами, 2021. Фото моё.

В центральном зале платформы расположили абстрактную композицию с пластинами из матового стекла. Там размещены люминесцентные лампы. В некоторых архитектурных путеводителях пишут, что украшение похоже на позвоночник. Интересно, что в изначальном проекте светильники чем-то напоминали люстры со станции "Марксистская", если бы их соединили в одну конструкцию.

Молния или зигзаг

В отличие от центрального зала, боковые оформлены в более светлой гамме. Путевые стены отделали мрамором белого цвета. Полы - серым гранитом. В качестве дополнительных украшений появились четыре металлических панно (по два с каждой стороны). На них можно увидеть рельефные изображения серпа и молота. Название станции выложили объёмными буквами. Причём не только на путевых стенах, но и на противоположных, около тоннелей.

Своды здесь также белые. А вот светильники несколько интереснее, чем в центральном зале. Это непрерывная линия в форме зигзага с рельефным узором, который напоминает молнию. Возможно, это отсылка на "Лампочку Ильича". Словосочетание появилось в 1920 году после того, как Ленин приехал открывать электростанцию в одну из деревень Московской области. Сначала под названием понимали электрификацию, как процесс. А потом его стали использовать для обычных лампочек накаливания. У некоторых пассажиров при виде светильников на станции возникают ассоциации со шрамом "мальчика, который выжил" из серии книг Джоан Роулинг.

Завершили декор станции серебристым барельефом В.И. Ленина, изображённого в профиль. Бюст разместили на конструкции, которая символизировала книгу. В некоторых источниках указано, что изначально она была белого цвета, то есть отштукатуренной. Однако не могу с уверенностью утверждать, что #история правдива. Композицию создал известный скульптор Николай Томский.

Древние живые существа

В 1995 году на станции появился переход на соседнюю "Римскую". Для этого использовали пару пилонов, в которых сделали лестницы. Хотя за счёт размеров конструкций, проёмы выглядят низкими. Поскольку станции располагались перпендикулярно друг другу, переход в торце делать не стали. Барельеф с Лениным удалось сохранить.

Барельеф с В.И. Лениным в торце платформы, 2021. Фото моё.
Барельеф с В.И. Лениным в торце платформы, 2021. Фото моё.

"Площадь Ильича" является одной из любимых станций Московского метро для тех, кто увлекается палеонтологией. Для отделки пилонов использовали красный мрамор "салиети". В нём содержится очень много разных окаменелостей. Здесь можно встретить несколько видов моллюсков, которые очень хорошо сохранились. Так что если вы когда-нибудь окажетесь на станции, и у вас будет время, обязательно рассмотрите пилоны поближе.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!