Египетская царица Клеопатра прославилась не достижениями правления. Для потомков главными стали драматические истории ее любовных похождений, а о красоте правительницы ходили легенды. Ее именем стали называть женщин, имеющих природное обаяние невиданной силы, а художники на протяжении веков стремились воссоздать в своих полотнах ее чарующую энергетику.
Исторический прототип
Сохранился единственный прижизненный скульптурный бюст Клеопатры,позволяющий судить о ее внешности. Она не была прирожденной красавицей, о чем пишет и ее современник, историк Плутарх:
Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимую прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу.
Автор подчеркивает, что притягательность царицы заключалась не во внешней природной красоте, а манере общения и блестящем образовании. В этот период истории интеллектуальная женщина действительно была редким сокровищем, и обаянию Клеопатры не смогли противостоять даже влиятельные полководцы – Гай Юлий Цезарь и Марк Антоний.
Роман с Цезарем
Клеопатра была представительницей династии Птолемеев – не самых уважаемых правителей Древнего Египта. В семейное противостояние за трон, которое разогрелось между юной правительницей и ее братом, оказался вовлечен Рим, и разбираться с междоусобным конфликтом должен был Гай Юлий Цезарь.
Будучи потомком Александра Великого, девушка была крайне находчивой: она сумела пробраться в покои Цезаря, и склонить его на свою сторону, убедив не слушать клевету ее родного брата. Диктатор был покорен смелостью и яркой харизмой Клеопатры, и эта встреча послужила началом самого известного романа в древней истории.
В XIX столетии на волне усилившегося интереса к древнему миру, Жан-Леон Жером создал полотно «Цезарь и Клеопатра», где изобразил сцену их встречи, описанную Плутархом. Согласно легенде, для того, чтобы царица смогла пробраться в покои незамеченной, ее завернули в ковер и принесли во дворец под видом подарка полководцу. Живописец иллюстрирует пикантный момент, когда Клеопатра оказывается освобожденной от тяжелого покрова, и предстает перед взором Цезаря во всем великолепии своей интригующей красоты. Рядом с царицей в рабском поклоне слуга Апполодор, которого художник специально делает нубийцем, чтобы на контрасте еще ярче сияла алебастровая белизна кожи царицы. Одеяние Клеопатры фантазийное: в действительности в Египте носили более закрытые туники, не обнажающие грудь, однако автору в образе женщины была важна не достоверность, а эротичность – картина была написана по заказу Павии, влиятельной французской куртизанки. В остальном же автор внимателен к историческим деталям, а декорацией для встречи выбирает реальное здание – храм Дейр эль-Медине.
Цезарь тратил на Клеопатру безумные деньги, и их связь существенно пошатнула его политическое положение – он был убит заговорщиками.
Безудержная роскошь востока
Через несколько лет после смерти Цезаря, полководец Марк Антоний вызвал Клеопатру в Киликию – он стремился пополнить казну за счет Египта, а для этого ему необходимо было убедить в этом царицу. Однако, его планам не суждено было сбыться, потому что он, как в прошлом Цезарь, был пленен очарованием Клеопатры.
Царица же проявила хитрость. Зная, что Марк Антоний восторгается пышными празднествами и показными ритуалами, на встречу она явилась на корабле с позолоченным носом, пурпурными парусами и посеребренными веслами. Сама женщина восседала среди служанок, переодетых нимфами, в образе Афродиты. Один этот роскошный жест покорил воображение полководца.
Британский художник Альма-Тадема, обратившись к легендарному сюжету, сочетает в образе Клеопатры античную красоту с варварством, облекая ее в легкие драпировки и леопардовые шкуры. Она сидит, разомлевшая и расслабленная, и, кажется, не замечает Марка Антония, в восторгом смотрящего на нее из лодки.
В XIX веке, когда расцвела историческая живопись, художники старались соединить свои фантазии с реальностью, и ориентировались на произведения искусства. В случае с античностью, основным источником стала скульптура, медали и монеты, позволяющие представить, как выглядели одежды и прически.
Следующим шагом в стратегии Клеопатры стал богатый пир. Воина она стремилась покорить неиссякаемыми богатствами востока, и ей это удалось. Картины с роскошным празднеством встречаются довольно часто, но особого внимания заслуживает полотно венецианца Джованни Батитста Тьеополо. В отличие от XIX века, в исторической живописи XVIII столетия нет стремления к правдивости, поэтому художники помещают своих героев неизменно в современные им архитектурные декорации. Актуализация прослеживается и в костюмах – все действующие лица одеты в придворные платья по венецианской моде этого периода. Кроме того, художник изображает Клеопатру в соответствии с собственным идеалом красоты, поэтому в его картине египетская царица предстает пышнотелой блондинкой.
Клеопатра покорила Антония не только роскошью и богатыми пирами, но и легкой манерой общения: военачальник любил грубый юмор, мужские развлечения, а царица без малейшего ханжества участвовала во всех его занятиях, что подтверждает Плутарх:
Вместе с ним она играла в кости, вместе пила, вместе охотилась, была в числе зрителей, когда он упражнялся с оружием, а по ночам, когда он, в платье раба, бродил и слонялся по городу, останавливаясь у дверей и окон домов и осыпая обычными своим шутками хозяев — людей простого звания, Клеопатра и тут была рядом с Антонием, одетая ему под стать.
Бонни и Клайд Древнего мира
Любовь к Клеопатре сгубила Марка Антония так же, как и Цезаря. За 10 лет их романа, он не заметил, как терял территории. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало завещание полководца, в котором он объявил Клеопатру своей женой, а их общих детей – законными наследниками. Будущий римский император, Октавиан, собрал войско и пошел в поход против Марка Антония. Сообщив полководцу ложное известие о самоубийстве Клеопатры, он вынудил его бросится на меч – Антоний не мог себе представить жизнь без любовницы.
Клеопатра действительно покончила с собой, правда, чуть позже. Это был обдуманный шаг: она понимала, что люди ее положения и образа жизни редко умирают естественной смертью.
Царица долго искала безболезненный и легкий способ самоубийства и испытывала яды на осужденных. Картина Александра Кабанеля посвящена этому сюжету, практически не встречающемуся в изобразительном искусстве. Поражает абсолютное равнодушие, непроницаемая маска спокойствия, с которым женщина взирает на мучительную гибель подопытных. Образ, созданный художником подчеркивает, что Клеопатра стала олицетворением не только мудрости и обаяния, но и жестокости, пороков и беспринципности.
Смерть Клеопатры
Клеопатра вместе со служанками погибла от укуса змеи, принесенной по ее просьбе во дворец. В картине Джона Кольера ее смерть изображена с холодной бесстрастностью – лица женщин не искажены предсмертным страданием, а их тела, окутанные полупрозрачными драпировками, являются воплощением совершенной красоты. Смерть подготовленная, рассчитанная до мелочей как сцена из спектакля, становится итогом жизни величественной царицы.
Роковая власть
В деяньях мира мой ничтожен след,
Все дни мои — то празднеств вереница,
Я смерть нашла, как буйная блудница…
Но над тобой я властвую, поэт!
Валерий Брюсов в стихотворении «Клеопатра» 1899 г. формулирует главное значение Клеопатры в мировой истории – она не правительница, а в первую очередь страстная женщина, предающаяся порокам с неиссякаемой страстью. В истории она стала олицетворениям порока и роковой власти женщин над сильными мира сего.