Наш президент неоднократно выступал на Совете по науке и образованию. О чём он говорил? Если кратко, то смысл его выступлений таков: что-то у нас в стране не так. Люди у нас становятся другими, ленивыми, безразличными, корыстными, бесчестными и завистливыми. Надо срочно принимать меры. Вот недавно даже призвал школьников работать над тем, чтобы не превращаться в «ботаников» (нечто растительное), а воспитывать в себе разносторонних личностей. Но как этого добиться? Что должно измениться в нашем образовании, воспитании, психологии, медицине, мировоззрении?
Почему я, в своей книге, использую, вслед за Колесовым Ф.К., для названия своей теории немецкий термин Weltanschauung Therapie, а не русский его перевод "Терапия мировоззрения"?
Потому, что он включает в себя не только физику восприятия мира, как это принято у нас в современной России, но и философию, историю, политику и религию. В том числе, понятие души, духовных ценностей человека, его высших нравственных основ. Слово Аnschauung означает ведь и созерцание, и интуитивное восприятие. А чем конкретно, если не душой?
Вообще, любую эпоху, как считали древние мыслители, определяют не бесформенное время и пространство, а конкретные эоны (греч. aion – век), являющиеся посредниками между Богом и миром. Это пары духовных сущностей, формирующих всё, что есть, а не только человека и материю, его окружающую.
С тех пор много воды утекло. Современные философы и психологи стали мыслить более рационально. Многие греческие термины навсегда вышли из употребления или используются в другом контексте. Поэтому, поскольку «эоны» понятие слишком трудное для восприятия и многозначное, я считаю, что, для изучения человеческой личности, её природных особенностей, становления и развития, достаточно использовать такой термин, как онтологические (то есть, относящиеся к сущности и законам бытия) тенденции.
Надо только посчитать количество их пар и выяснить, как они действуют в психике человека.
А можно ли на базе этого создать полноценную науку о личности, то есть, душевном складе человека, о его истинных потребностях и возможностях? Какими категориями такая наука должна обладать и как научиться ими оперировать? И как должна измениться при этом наша система образования?
Задолго до нас уже было известно, что правильное, то есть, научное мышление, должно использовать чёткие и обоснованные правила, понятия и процедуры, принятые в каждой конкретной науке. Иначе те, кто этой наукой занимаются, просто не смогут понимать друг друга. Любое воспитание, образование и даже творчество человека должно быть основано на научных, то есть, на фундаментальных и достоверных, знаниях, подтверждённых фактами и независимыми экспериментами.
Например, когда мы говорим об способностях, природных задатках и их развитии, мы обязаны использовать термины из молекулярной биологии и химии мозга. Со всеми присущими им реакциями, нейромодуляторами, нейротрансмиттерами, рецепторами, нейронами, аксонами и прочими механизмами. Хотя при этом надо обязательно рассказать о роли в развитии человека его лимбической системы, латерального гипоталамуса, генетики, окружающей среды, гормонов, лобных долей, миндалин, типах нервной деятельности, эмоций, аффектов, установок и так далее. А для этого собрать вместе авторитетных специалистов из каждой области знаний. Тем более, что в России их много. Даже слишком много!
Всё так. Вот только вместо теории личности у нас с вами получится классическое русское собрание умных и проницательных интеллигентов, о которых ещё Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин говорил так (с вашего разрешения приведу цитату): «Увы, не прошло ещё четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое настоящее время пить водку».
Почему? Дочитайте, пожалуйста, до конца и вы поймёте. Если вы, конечно, позволите мне закончить тоже цитатой Салтыкова-Щедрина, из которой станет понятно, как надо было бы создавать подобного рода всеобъемлющие науки, чтобы никому не было скучно, и чтобы было меньше заумных фраз и никому не нужных математических, философских, механических и инженерных оборотов речи.
Итак. Цель моего выступления сформулировать в доброжелательном, но несколько полемическом стиле, проблематику понимания сути человеческой души, (то есть, чего конкретно у одаренного душой человека может быть больше или меньше).
………………….
Кстати, Weltanschauung Therapie – в немецкой философской традиции означает сочетание современного экзистенциализма и классического психоанализа; в переводе на русский это должно выглядеть как «мировоззренческая терапия» или «терапия мировоззрения», но не только. Ведь что-то это мировоззрение формирует. Давайте поговорим об этом подробнее.
……………………..
Всем известно, что при капитализме, в котором мы все оказались, существует конкуренция и расширенное воспроизводство, при этом производятся любые товары в неограниченном количестве и хорошего качества, есть демократия, толерантность всех ко всему, новейшие технологии и потрясающие научные открытия. Но общество, его культура, образование, традиции по-прежнему ориентированы на максимально возможное потребление материальных благ, разделено на бедных и богатых, а труд во имя денег и карьеры порабощает души людей. А личность человека стало возможным измерять заработной платой, гонораром или процентом от прибыли. При этом все сословия в отчаянии от падения нравов, преступности, терроризма, коррупции, военных конфликтов и неизлечимых болезней, борьба с которыми тоже превратилась в бизнес.
Мы на опыте уже нескольких поколений видим, что назвать гуманным, то есть, справедливым и дающим всем возможность быть здоровыми и счастливыми, существующий во всех без исключения странах общественный строй не получается. Особенно в последнее время, когда человек ускоренными темпами превращается в придаток информационных потоков и цифровых сетей.
Сколько бы самые гениальные учёные ни трудились, пока не возникло таких фундаментальных и проверенных знаний о человеке, которые могли бы быть применены для решения, казалось бы, простых и очевидных задач: дать каждому человеку то, для чего он рождён, не ущемляя потребностей и способностей других людей.
Почему так, делайте выводы сами. Почему в дополнение к точным наукам у нас до сих пор нет науки о личности человека, её психологических особенностях, талантах, способностях или ущербностях? Почему у нас психология, вопреки названию, означает способы существование физического тела, а не души?
Почему наша культура понимается как нечто, заданное судьбой, историей, географией, климатом и эволюцией? А наши цивилизационные коды — это лишь простое перечисление достижений прошлого, его якобы великих смыслов и ценностей, а не поиск путей движения к будущему, к его новым задачам, пока ещё неведомым нам смыслам и духовным граням?
Почему наша экономика это всего лишь движение вперёд, то есть, прогресс, основанный на совершенствовании орудий труда, а не на реализации истинных способностей людей, причём наилучшим образом, с сохранением их душевного здоровья и с их полного согласия?
Только потому, что наши учёные боятся даже приблизиться к способам совершенствования и управления не только нашими видимыми физиологическими потребностями, но и невидимым человеческим духом?
Или потому, что всё сакральное (связь с невидимым) относится исключительно к религии, а истинное – к пророкам и писаниям, а любые научные знания, даже физика и математика, всегда относительны?
……………….
Обидно, что приходится об этом говорить. Ведь у экзистенциальных философов, в WT и описании онтологических тенденций всё это есть. Могу привести пример. Я согласен с Хайдеггером, который считал, что здоровье означает возможность быть человеческим существом во всей его полноте. То есть, быть открытым для любых жизненных возможностей. Это философский подход, исходя из которого болезнь — сужение, сжатие человеческих возможностей, будь они физические, биологические или социальные, включая сюда и способы восприятия себя и окружающего мира (то есть мировоззрение, что по-немецки и означает Weltanschauung).
Но тогда роль философа, психолога, учителя или терапевта должна заключаться в преодолении любых базисных ограничений изменившихся структур существования (basic human existential traits).
Вот только Хайдеггер не привёл весь перечень этих базовых структур Dasein (находящегося здесь и сейчас, в своём экзистенциальном времени и пространстве, и озабоченном своим бытием человека), а я привожу, правда, мне пришлось назвать их проще и понятнее — онтологическими тенденциями.
Кроме того, у Хайдеггера не сказано, какие могут быть аномальные виды существования, а в моей и доктора Колесова теории чётко сказано обо всех иррациональных и отрицательных влечениях, аффектах, мотивациях и намерениях. Для этого потребовалось больше пятидесяти лет, но труд стоил того. Почитайте книгу. А мои статьи больше предназначены не для пропаганды и рекламы, а для обсуждения того, что уже сделано.
Заключение.
В заключение хочется задать всем вопрос: «А почему наши таланты, наша одарённость не востребованы? Что можно и нужно сделать уже сейчас, чтобы изменить ситуацию»? Об этом обещанный в начале моего монолога афоризм Салтыкова-Щедрина, с вашего разрешения, конечно: «Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении».
Вот только не ясно, что надо сделать, чтобы наши таланты засияли всеми цветами радуги. Хотелось бы услышать мнение на этот счёт более опытных и более одарённых коллег, может быть, и из других областей человеческой деятельности )).
#Weltanschauung therapie, лечение мировоззрения