В наши дни произведения Константина Георгиевича Паустовского не очень популярны, а вот в моём детстве их знал каждый школьник. Более того - они обязательно были в школьной программе. Мы с удовольствием читали про растрёпанного воробья, зайчиков, барсучьи носы. Это было так нежно, так ярко, так трогательно...
И лишь немногие знают, что он писал не только детские книги. Он - автор множества отличных книг "Чёрное море", "Повесть о лесах", "Корзина с еловыми шишками", "Повести о жизни", заметок о Горьком и Грине, Киплинге и моём обожаемом Гиляровском.
Его книги были переведены на многие языки мира, он был очень популярным писателем. И вот, однажды, его книги попались величайшей актрисе старого Голливвуда - Марлен Дитрих.
История, которую я поведаю вам дальше, произошла на самом деле. Устраивайтесь поудобнее, будет очень интересно.
Гастроли в СССР
Шло лето 1964 года. В Москву в рамках мирового турне приехала Марлен Дитрих.
В России планировалось два выступления: в Москве и Санкт-Петербурге.
В нашу огромную, удивительную страну она приехала впервые. В аэропорту на неё набросились журналисты, главным вопросом которых было:
"Что или кого вы хотели бы увидеть в СССР?".
Естественно, все ожидали банальщины: Кремль, ВДНХ, крейсер "Аврора", Эрмитаж, картинные галереи, музеи какие-нибудь... Но эта женщина была уникальна во всём. Её ответ поразил всех:
"Моя давняя мечта - увидеть своего любимого писателя, Константина Паустовского".
Сказать, что журналисты были удивлены, значит, ничего не сказать. Они стали расспрашивать её о том, чем русский писатель смог так поразить роскошную американскую диву. Марлен рассказала им одну историю.
В ту осень было мрачно и прохладно. В перерывах между съёмками она куталась в тёплый плед, пила обжигающий чай и читала. Однажды ей попалась переведённая на английский язык "Телеграмма" Паустовского. Стоило ей прочитать первую строчку, и больше ни одна сила в мире не могла оторвать её от чтения. Ради того, чтобы она смогла дочитать, режиссёру пришлось отложить на несколько часов съёмки.
Дочитав, она поняла, что влюбилась. Нет, она влюбилась в него не как в человека, мужчину. Она влюбилась в его талант, его гениальность. Все великие люди вообще умеют влюбляться в талант других великих людей, так случилось и с Марлен Дитрих.
Для тех, кто не знает эту книгу, приведу её краткое содержание. Паустовский писал про девушку, которая переехала из деревни в большой город, окрылённая своим успехом забыла про маму, не навещала её и не успела попрощаться с ней, приехав слишком поздно.
«Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
Эта повесть, эти строки, отозвались в сердце Марлен небывалой болью, которая разрывает сердце на мелкие осколки. Когда-то и она сама не успела попрощаться со своей мамой, и всю жизнь жалела об этом. Ей казалось, что если бы она приехала, когда та писала, что скучает, то всё было бы иначе, то ей мама пожила бы ещё немного.
Вытирая нахлынувшие слёзы, Марлен сказала журналистам:
"Эта книга произвела на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя я уже никогда не забуду!"
Она ещё раз повторила, что мечтает с ним встретиться, но журналисты поведали ей печальную новость: 72-летний Паустовский тяжело болен. Накануне её приезда он перенёс инфаркт и теперь находился под неусыпным контролем врачей в одной из лучших больниц Москвы.
Неожиданная встреча
Но, как известно, "чудеса случаются там, где в них верят. И чем больше в них верят, тем больше они случаются".
Центральный дом литератора, 13 июня. Блистательная Марлен готовится к выходу на сцену. На неё - изумительное платье, облегающее её стройную, несмотря на возраст, фигурку.
И тут к ней подбежала взволнованная переводчица, которая что-то говорила на смеси английского и русского. Успокоившись, она сказала, что мечта Марлен сбылась, что он - Паустовский сейчас здесь, в этом самом зале!
Марлен даже не поверила, зная, что инфаркт - очень серьёзно, и ни один врач не отпустит такого больного из больницы. Но это оказалось правдой.
Когда до конца концерта оставалось всего 10 минут, в зале воцарилась тишина. Все наблюдали за тем, как по проходу, ведущему на сцену, идёт, превозмогая боль и слабость он - Константин Паустовский.
Когда он вышел на сцену, произошло неожиданное: Марлен, женщина, сводившая с ума самого Ремарка и Хемингуэя, упала перед ним на колени и поцеловала его руку.
Узкое платье затрещало по швам, бусины стали отрываться и со звоном катиться по сцене, но никто не обратил на это никакого внимания. Все взгляды были прикованы к сцене, на которой, прижавшись лбом к руке Паустовского, плакала сама Марлен Дитрих!
В этих слезах было всё: боль по маме, с которой не успела попрощаться, воспоминания о детстве, эмоции от книги, восхищение талантом писателя. "Стальная орхидея", как называл её Ремарк, плакала на глазах у всех.
Тишина была такой, что, если бы кто-то в тот момент чихнул, то все вздрогнули бы... При виде этой сцены на глазах у многих тоже выступили слёзы.
Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему свое восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени.
Через пару минут до организаторов концерта дошло, что великая актриса просто не может подняться с колен. На секундочку, на тот момент ей и самой было уже 63 года.
Тут же подоспел доктор, который ждал Паустовского внизу сцены и помог ей подняться. Паустовский же галантно поцеловал ей руку и поблагодарил за то, что она так высоко ценит его талант. А потом они мило, правда, совсем недолго, беседовали.
Обмен любезностями и подарками
Через переводчика она спросила, почему он приехал на концерт, если так сильно болен. Он ответил, что Марлен - его любимая актриса, и, если бы он не встретился с ней, то не простил бы себе это никогда в жизни.
На память Марлен подарила ему фотокарточку со своим портретом, а он - подарил ей свой сборник "Потерянные романы":
Он написал ей следующие строки:
"Марлен Дитрих, - если я напишу рассказ, подобный "Телеграмме", я позволю себе посвятить его Вам".
Но больше он ничего не успел написать. После выписки из больницы он тяжело болел, а через четыре года его не стало. На его рабочем столе все эти годы стояла фотография Марлен.
Она же помнила эту встречу всю оставшуюся жизнь. В своих мемуарах она описала её так:
"Больших усилий ему стоило прийти, чтобы увидеть меня. Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нём. Он писал романтично, но очень просто, без прикрас. Он - лучший из тех русских писателей, которых я знаю. Я встретила его слишком поздно...".
Вот такая вот история встречи двух людей, которые были без ума друг от друга. Нет, речь не о любви. Речь о восхищении двух гениев гением друг друга. И я очень рада, что им удалось встретиться и пообщаться.
Надеюсь, что вам понравилась моя статья.
С любовью, ваша Лаванда.