Во второй статье из цикла о зарождении гражданской авиации на Дальнем Востоке мы рассказали о том, как отважные авиаторы прокладывали маршруты в небе Чукотки, Камчатки и Сахалина. Добытая нелегким трудом информация пригодилась очень скоро.
В конце 1929 года у северных берегов Чукотки льдами зажало пароход «Ставрополь» с 30 пассажирами и членами команды. Пробиться сквозь бесконечные ледяные поля не мог даже ледокол, поэтому в разгар полярной зимы на базе в бухте Провидения (в 600 км от парохода) стали готовить самолеты.
Быт летчиков на быстро организованной базе можно назвать экстремальным. Очевидцы вспоминали, что температура в бараке ни разу не поднималась выше 5°, а спать приходилось одетыми в полушубки и меховые куртки.
Тем не менее спасательный полёт был подготовлен, и 9 февраля 1930 года опытный лётчик Виктор Галышев (летал еще в годы Первой мировой войны, за что имел награды) эвакуировал с застывшего парохода одного больного, двух женщин и двух детей. В истории авиации этот вылет стал первым пассажирским рейсом, выполненным на крайнем севере Дальнего Востока в зимнее время.
Но это было только начало. Относительно недалеко от зажатого льдами «Ставрополя» вмёрзла в лёд и американская шхуна «Наунук». Американцы пытались самолётами вывезти с неё добытую на Севере пушнину, но аэроплан под управлением первого пилота Аляски, знаменитого в США полярного лётчика Бена Эйельсона, пропал без вести.
Нашим авиаторам пришлось искать пропавших американцев. Разбившийся самолёт удалось обнаружить во льдах у мыса Шмидта на севере Чукотки. Правительство США обратилось к СССР с официальной просьбой доставить тела летчиков на родину. В марте 1930 года аэроплан Маврикия Слепнёва доставил погибших коллег на другой континент.
В те годы между СССР и США ещё отсутствовали дипломатические отношения, и этот благородный поступок сыграл немалую роль в их установлении. Погибший лётчик Эйельсон был очень популярен в Соединённых Штатах, на церемонии его похорон в знак признательности американцы впервые официально использовали флаг и гимн Советского Союза помимо своей государственной символики.
В 1934 году Маврикий Трофимович Слепнёв примет участие в операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин», станет одним из семерки первых Героев Советского Союза, а позже будет защищать наше небо во время Великой Отечественной войны.
Чтобы узнать о новых героях, приближавших Дальний Восток и создававших славу отечественной авиации, следите за новыми статьями исторической рубрики. А узнать больше о достопримечательностях региона и за пару кликов отправиться туда, где начинается Россия, можно на нашем сайте.
Подготовлено по материалам сайта https://nstarikov.ru/.