Найти в Дзене
Аэрофлот

Приближая Дальний Восток. Спасение во льдах.

Во второй статье из цикла о зарождении гражданской авиации на Дальнем Востоке мы рассказали о том, как отважные авиаторы прокладывали маршруты в небе Чукотки, Камчатки и Сахалина. Добытая нелегким трудом информация пригодилась очень скоро.

В конце 1929 года у северных берегов Чукотки льдами зажало пароход «Ставрополь» с 30 пассажирами и членами команды. Пробиться сквозь бесконечные ледяные поля не мог даже ледокол, поэтому в разгар полярной зимы на базе в бухте Провидения (в 600 км от парохода) стали готовить самолеты.

Пароход Ставрополь 1929 г.
Пароход Ставрополь 1929 г.

Быт летчиков на быстро организованной базе можно назвать экстремальным. Очевидцы вспоминали, что температура в бараке ни разу не поднималась выше 5°, а спать приходилось одетыми в полушубки и меховые куртки.

Тем не менее спасательный полёт был подготовлен, и 9 февраля 1930 года опытный лётчик Виктор Галышев (летал еще в годы Первой мировой войны, за что имел награды) эвакуировал с застывшего парохода одного больного, двух женщин и двух детей. В истории авиации этот вылет стал первым пассажирским рейсом, выполненным на крайнем севере Дальнего Востока в зимнее время.

Но это было только начало. Относительно недалеко от зажатого льдами «Ставрополя» вмёрзла в лёд и американская шхуна «Наунук». Американцы пытались самолётами вывезти с неё добытую на Севере пушнину, но аэроплан под управлением первого пилота Аляски, знаменитого в США полярного лётчика Бена Эйельсона, пропал без вести.

Нашим авиаторам пришлось искать пропавших американцев. Разбившийся самолёт удалось обнаружить во льдах у мыса Шмидта на севере Чукотки. Правительство США обратилось к СССР с официальной просьбой доставить тела летчиков на родину. В марте 1930 года аэроплан Маврикия Слепнёва доставил погибших коллег на другой континент.

В те годы между СССР и США ещё отсутствовали дипломатические отношения, и этот благородный поступок сыграл немалую роль в их установлении. Погибший лётчик Эйельсон был очень популярен в Соединённых Штатах, на церемонии его похорон в знак признательности американцы впервые официально использовали флаг и гимн Советского Союза помимо своей государственной символики.

В 1934 году Маврикий Трофимович Слепнёв примет участие в операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин», станет одним из семерки первых Героев Советского Союза, а позже будет защищать наше небо во время Великой Отечественной войны.

Слева направо: Джо Кроссон, Маврикий Слепнев, Георгий Ушаков, Сигизмунд Леваневский, радист военного аэродрома Лэдд на Аляске во время экспедиции по спасению экипажа эсминца "Челюскин".
Слева направо: Джо Кроссон, Маврикий Слепнев, Георгий Ушаков, Сигизмунд Леваневский, радист военного аэродрома Лэдд на Аляске во время экспедиции по спасению экипажа эсминца "Челюскин".

Чтобы узнать о новых героях, приближавших Дальний Восток и создававших славу отечественной авиации, следите за новыми статьями исторической рубрики. А узнать больше о достопримечательностях региона и за пару кликов отправиться туда, где начинается Россия, можно на нашем сайте.

Подготовлено по материалам сайта https://nstarikov.ru/.