Найти в Дзене
13-й пилот

Сенаки-89. Летаем. Перелетели в Мары. Неудачное начало проверки

После короткой командировки звено интенсивно готовилось к проверке в Марах: летали звеном на воздушные бои на всех высотах по очереди - средняя, стратосфера, малая высота. Я восстановился ночью при минимуме погоды. Для Маров это не актуально, а вот для боевого дежурства ночью это необходимо. Оценки в Лётной книжке стоят разные, но «двоек» за боевое применение нет. Удачно всё в боях складывалось для моего звена. Тренировались преодолевать ПВО, но — формально, просто отрабатывали маневры для срыва захвата. Конечно, нам было бы интересно пройтись по зоне обнаружения и захвата реального средства ПВО, пусть даже и нашего, и узнать про эффективность маневров. Но этого не было.
Я подумывал над вариантом воздушного боя, если моё звено получит задание в Марах сразиться с местными. Лётчики отнеслись к моей просьбе - подать идеи замысла боя - равнодушно, мол, ты командир, ты и думай. У тебя должностной оклад больше, отрабатывай. Ну, ладно, потом не пеняйте! Мне в голову ничего оригинального не
Фото их свободных источников.
Фото их свободных источников.

После короткой командировки звено интенсивно готовилось к проверке в Марах: летали звеном на воздушные бои на всех высотах по очереди - средняя, стратосфера, малая высота. Я восстановился ночью при минимуме погоды. Для Маров это не актуально, а вот для боевого дежурства ночью это необходимо. Оценки в Лётной книжке стоят разные, но «двоек» за боевое применение нет. Удачно всё в боях складывалось для моего звена. Тренировались преодолевать ПВО, но — формально, просто отрабатывали маневры для срыва захвата. Конечно, нам было бы интересно пройтись по зоне обнаружения и захвата реального средства ПВО, пусть даже и нашего, и узнать про эффективность маневров. Но этого не было.

Я подумывал над вариантом воздушного боя, если моё звено получит задание в Марах сразиться с местными. Лётчики отнеслись к моей просьбе - подать идеи замысла боя - равнодушно, мол, ты командир, ты и думай. У тебя должностной оклад больше, отрабатывай. Ну, ладно, потом не пеняйте! Мне в голову ничего оригинального не приходило, а я уже вариантов много видел, ведь другие звенья полка тоже придумки свои обкатывали. И никто секрета не делал. Это в Марах надо держать в секрете от местных лётчиков свои планы воздушных боёв. Не то, чтобы они их специально у нас выведывают, но, при удобном случае, могут подсмотреть. Состязательность и конкуренция между лётчиками-гостями и хозяевами на базе в Марах прописалась прочно.

Лётчики, которые уже бывали в Марах, вспоминали удачные воздушные бои на прошлых проверках и собирались опять использовать планы этих боёв с учётом изменений на авиабазе. А изменения эти были — МиГ-29 в Марах появились, а, стало быть, техническое преимущество прошлой мерзебургской проверки уже отпало. Маневрирование будет на равных. Вся надежда — на тактику!

Вот что мне не нравилось в нашей системе, так это отсутствие обмена опытом с братскими полками по поводу тактики в Марах. Не то, чтобы его совсем не было, был. Но этот опыт подавался в сублимированном виде дивизионным начальством лётчикам в период подготовки к проверке. Представитель от дивизии тоже там бывал во время проверки. Конечно, подробности при таком доведении опыта опускались.

Вот если бы привезли к нам, хотя бы, командиров звеньев из полка, который уже проверился, да дали каждому рассказать свои впечатления. А потом бы символическое «офицерское собрание», где на спиртуозных испарениях и подробности бы всплыли, которые в боевом донесении благоразумно опускаются. Да психологические портретики лётчиков базы огласили бы…
Может тебе, Толя, сразу хорошую оценку на блюдечке с голубой каёмочкой? Ишь, размечтался!

А почему бы и не помечтать? Я, например, ещё ни разу на уничтожение мишени Ла-17 не летал. А хочется сбить. Ни разу мне не доверили быть первым в этом целесшибательном деле. Не видел я, как пушечная трасса впивается в корпус летательного беспилотного аппарата, не видел, как ракета разносит его на куски, не пролетал через центр взрыва, не уворачивался от обломков. Ни разу не накрывала меня радость от выполнения задачи - сбить мишень с первой атаки первой ракетой или очередью из пушки. То, вообще, не планировали на сбитие мишени, то в третью очередь, до которой мишень ещё ни разу не доживала.
Я не один такой в полку, большинство лётчиков были такие же охотники сбить мишень лично, а не в составе полка на земле. Да где же их на всех лётчиков наберёшься, этих мишеней? Штука, чай, дорогая!
Мои лётчики тоже ещё такого удовольствия — сбить Ла-17 — не имели в своей практике. Может быть этот раз повезёт?

А с другой стороны: осколков от мишени я не хватал, двигатель у меня не останавливался от взрыва мишени, ракеты и снаряды позорно не заканчивались до уничтожения мишени и не было прочих мелочей, за которые дают предпосылку к лётному происшествию. Не было позора, который надо носить до следующей проверки в Марах, где появится новый позорник. Не говоря уже о снижении оценки полку за мишень, которую тебе не удалось сшибить с первой атаки. Ну, это редко бывает! Редко, да метко. У тебя это, конечно, и будет. Тьфу, ты! Накаркаешь...

Сколько не готовься к проверке, а уверенности никогда не чувствуешь полной. Но, как говорил в училище перед экзаменами мой однокашник Миша Насвит: «Если не наелся, то уже не налижешься». Неотвратимо приближался перелёт полка в Мары. Карты готовы, все мандрички отпечатаны фотоспособом и раскрашены лётчиками фломастерами. Провели полковой тренаж перелёта «пеший по-лётному». Штурман полка Мереминский А.М. на этом деле уже собаку съел — не первый раз в Мары летит. Промежуточная посадка в Небит-Даге. Если там погоды не будет, то можно будет сесть в Ситал-Чае и оттуда уже долететь в Мары.

29 сентября — пятница - за один день с промежуточной посадкой долетели в Мары. Моё звено в этом деле участвовало, дошли без приключений. Но в Лётной книжке за перелёт стоит общая оценка полку «четыре». Значит, не всё было благополучно на перелёте. Но в памяти ничего такого не осталось. Собачья радость: что-то было, но мои лётчики в этом не участвовали.

Сентябрь закрыл общим налётом 14 час 38 мин на 19 полётов. Если отбросить перелёт в Багай-Барановку и в Мары, то получаются те же 8 часов в месяц в среднем. Мой стандарт.

Раскачиваться нам не дали: в субботу местные провели свои традиционные инструктажи по выживанию в пустыне и правилам полётов на аэродроме, в воскресенье малость отдохнули с выходом в город желающих, а в понедельник уже была предварительная подготовка к полётам.

На первой лётной смене проверки в Марах мне досталось два вылета. Один — традиционный на авиабазе для всех лётчиков — на разгон максимальной скорости на высоте 600 метров над пустыней. Нового в этом для меня ничего не было — на прошлом прилёте в Мары это уже делал. А вот второй вылет уже был на общую оценку полку: полёт парой на самостоятельный поиск (охоту) на воздушного разведчика. Вторая пара моего звена была резервной.

Замысел этого эпизода проверки полка был такой: в глубине нашей обороны имелась железнодорожная станция (реально), которую должен был сфотографировать воздушный разведчик. Естественно, лётчик-разведчик был с местной авиабазы, который работал на оценку своему полку. Задача моей пары: найти его в заданном районе и уничтожить. Оценка «пять», если уничтожим до выхода на объект разведки, оценка «четыре», если уничтожим над объектом, «три», если уничтожим разведчика после фотографирования объекта над нашей территорией, «два», если упустим разведчика и он уйдёт за линию фронта со снимками. Всё просто, блин!
И как одинокий самолёт найти над пустыней? Может над объектом разведки его ждать, там-то он точно появится? Тогда «пятёрки» полку уже не заработаешь.

На предварительной подготовке попытался что-нибудь выведать у мерзебургского знакомца Вити Акишина, который попал в Мары по замене. Но Акишин не захотел делиться информацией, мол, много знать хочешь. Да скажи, хоть, звание лётчика и характер его огласи. Акишин смягчился: «Старлей. Молодой, но — рьяный. Больше ничего не скажу». И на том — спасибо, Витя, понимаю, что мы теперь по разные стороны баррикад.
«Молодой и рьяный». Был и я таким когда-то... Значит будет стараться изо всех сил и наделает ошибок. А каких ошибок наделал бы я? Шёл бы пониже, чтобы меня наземные локаторы не видели, а самолётные бортовые в помехах от земной поверхности захлебнулись, включил бы свой прицел для обнаружения охотников, чтобы их обойти…
А тебе, Толя, какая от этого выгода? А такая…
Обнаружить мне его надо визуально, что — маловероятно из-за раскраски самолёта под пустыню. Но, если самолёт-разведчик будет брить саксаул, значит, будет чёткая тень от самолёта на барханах. А тень увидеть легче, чем сам самолёт, это мне уже хорошо известно. Включит прицел — значит его можно будет обнаружить по своему приёмнику системы сигнализации об облучении самолёта. Какая-никакая, а информация о направлении на источник излучения, в данном случае — на самолёт-разведчик.

А, если, визуально или по прицелу, мне не удастся обнаружить разведчика в переднюю полусферу, договорился с командным пунктом, что они мне дадут команду на разворот на 180 градусов при определённом удалении от разведчика. Рассчитал, что на этом удалении после энергичного разворота, окажусь в задней полусфере на дистанции пушечного огня. А чтобы воздушный разведчик оказался в клещах, спланировал размыкание пары на дистанцию 10 км. Делаем одновременный разворот на обратный курс и разведчик окажется между нами — начнёт убегать от меня и напорется на моего ведомого. Но, как говорится, на хитрую ж… всегда найдётся…

Подошло на лётной смене время нашего вылета. Все самолёты на земле, заправляются после эпизода с массовыми воздушными боями. Нам с ведомым готовят самолёты в первую очередь. А вот взлетел и разведчик марыйцев — наша цель — на самолёте МиГ-23м. Жду команды «Воздух!» с КП для моей пары у нашей стартовой палатки. Команды нет, а хочется уже взлететь, хотя знаю, что самолёт-разведчик сначала выйдет на «свою» территорию, а уж потом развернётся в сторону линии фронта и пойдёт на объект.
Блин, блин! Ну, что они там на КП ждут? Обедают что ли?

«Паре 013 «Воздух!» - наконец хрипит громкая связь. Да чтоб вас!..
Бежим с ведомым к самолётам, а это метров двести получается. Самолёты заправлены, техники уже стоят с Журналами подготовки самолётов наготове. Быстро осматриваю самолёт, можно сказать — обегаю его, - и хватаю ручку у техника, чтобы расписаться в ЖПС.
- Прицел не работает, - негромко говорит техник.
- Как — не работает? - останавливаюсь, уже одной ногой на стремянке.

- А — так! Лётчик сказал, а в ЖПС не записал, - поясняет техник.

Я с тоской смотрю на далёкую стартовую палатку, где уже, наверное, расслабились лётчики моей второй пары — резервные нам. Пока инженер передаст по рации, пока лётчики прибегут… А самолёт-разведчик уже рвётся к объекту, каждую минуту не меньше пятнадцати километров пролетает. Неизвестно ещё — готовы ли самолёты резервной пары? Подбегаю к самолёту ведомого и спрашиваю у Второго про исправность его прицела. Исправен. Надежда только на твой прицел.
Чёрт с ним с моим прицелом! На него-то я и не рассчитывал — плохо работает на фоне земли. Пока эту метку определишь на индикаторе, цель уже прошмыгнёт мимо.

Прыгаю в кабину МиГ-29, быстро привязываюсь, техник снимает чеки. Начинаю запуск двигателей, кляня про себя нашу хроническую нехватку исправных самолётов. Конечно, можно и не лететь по заданию — прицел-то мне нужен, чтобы пуски сделать и зафиксировать. Но, время будет упущено и моя вторая пара будет заведомо в невыгодном положении. Как-то это — не того… А-а-а! Где наша не пропадала!
- 013, выруливаю парой, - докладываю Руководителю полётов.
- Выруливайте.
Пока ускоренно двигаюсь по рулёжке, немного успокаиваюсь. Назад дороги нет, теперь надо, не торопясь, сделать дело. Не наломать дров. Кто же тебя, Толя, поймёт, если ты вылетел на самолёте без прицела, да ещё и задание провалил? Не-не, майор, напрягись!
- 013, парой на взлётную.
- 013, разрешаю, ветер...