Найти тему
TechInsider

Как спасаются космонавты при неудачном запуске ракеты: шансов выжить не так много

Особенности эвакуации при неудачных запусках различаются, но почти все космические корабли имеют аварийные системы. Вот как космонавты ими пользуются.

    Как спасаются космонавты при неудачном запуске ракеты: шансов выжить не так много
Как спасаются космонавты при неудачном запуске ракеты: шансов выжить не так много

В мае 2020 года SpaceX попала в заголовки газет, когда ее космический корабль Crew Dragon вышел на орбиту благодаря ракете Falcon 9, доставив астронавтов Дуга Херли и Боба Бенкена на Международную космическую станцию. Некоторые искушенные зрители, возможно, заметили во время взлета, что у Crew Dragon не было традиционной системы аварийного спасения (САС) на вершине носового обтекателя. Какой же план аварийной эвакуации для астронавтов при неудачном запуске Crew Dragon? А как работают системы других коммерческих космических аппаратов?

Эвакуация из космоса

САС, впервые спроектированные Максимом Фаже, используются с 1960-х годов. Они устанавливаются в качестве аварийных систем на ракетах, обычно использующих твердое топливо. САС позволяют быстро отделить капсулу с экипажем от взрывающейся ракеты. Эти аварийные системы позволяют вывести космический корабль на безопасную высоту, после чего раскрывается парашют и капсула с экипажем может спокойно приземлиться.

SpaceX Илона Маска, как оказалось, использовала инновационную технологию. Признавая, что космический корабль с экипажем должен иметь систему эвакуации, SpaceX пошла в другом направлении. Crew Dragon оснащен восемью двигателями SuperDraco, встроенными в корпус самого космического корабля, ни один из которых не использует внешнюю башню.

Двигатель SuperDraco также использует жидкое топливо, которое более управляемо, чем твердое. В качестве восстановителя и окислителя в нем используются соответственно монометилгидразин и тетраоксид азота. Для этих топлив не требуется внешний источник воспламенения. Гиперголическое топливо воспламеняется при контакте компонентов друг с другом, что еще больше упрощает конструкцию двигателя и, что очень важно, позволяет перезапускать сам двигатель.

Было показано, что двигатели, использующие гиперголическое топливо, чрезвычайно надежны. Но чтобы доказать, что они были готовы к полетам экипажа Crew Dragon, SpaceX провела полное испытание прерывания запуска своего космического корабля 19 января 2020 года, намеренно уничтожив ракету Falcon 9 в процессе.

Blue Origin, еще одно частное космическое предприятие, финансируемое основателем Amazon Джеффом Безосом, не так далеко продвинулось в развитии, как SpaceX, но все же добилось неоспоримого прогресса. Blue Origin в настоящее время разрабатывает два космических корабля: суборбитальный New Shepard и орбитальный New Glenn.

В случае аварийной ситуации во время запуска New Shepard использует небольшой твердотопливный ракетный двигатель, разработанный и успешно протестированный компанией Aerojet Rocketdyne и расположенный под капсулой экипажа, для отделения капсулы от ракетного ускорителя. Затем капсулой можно управлять с помощью системы управления вектором тяги. После того, как угроза устранена, капсула выпускает парашюты, чтобы обеспечить безопасную посадку. Космический корабль New Glenn все еще находится в разработке, но, похоже, он будет использовать аналогичную (если не идентичную) систему эвакуации.