Уже два года 49-летняя Альбина Латыпова (имя изменено) – инвалид второй группы – вынуждена жить в кирпичном гараже Мелеуза. Там у нее все обустроено: есть кровать, стол, стул, здесь хранится ее одежда. Условия тяжелые: зимой – холодно, а летом – душно и жарко; по полу бегают мыши. Готовит Альбина на электрической плитке, вместо туалета – ведро, а ванной и вовсе нет: моется она у подруги, там же пережидает особо морозные дни. О том, как женщина попала в такую ситуацию, – в материале Пруфы.рф. «Родственникам тоже больно нужна я?» Почти 14 лет назад Альбине Латыповой поставили диагноз: идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура – нарушение свертываемости крови. От болезни у женщины появляются синяки по всему телу, есть проблемы с надпочечниками и другие сопутствующие заболевания, от лечения она тоже плохо себя чувствует. – Я сделаю укол химии, и целый день потом буду лежать. У меня нет никаких сил, – призналась Альбина. До болезни женщина работала поваром, воспитывала одна ребенка, но теперь по показаниям врачей не может трудиться и живет на одну пенсию – 8 тысяч рублей, из которых многое уходит на лекарства. Обосноваться в гараже Альбине пришлось потому, что больше податься было некуда. – Родственники у меня в Мелеузе есть. Но родственникам тоже больно нужна я, что ли? Я у них, конечно, жила, но сколько можно-то? – рассказала Альбина. Женщина говорит, что ей немного помогает ее 26-летняя дочь. Однако девушка проживает в Москве, работает вахтовиком. Перевезти маму к себе она не может: Альбина зарегистрирована в старом доме в деревне Саитовский (Денисовский сельсовет) Мелеузовского района, а лекарства выдаются только по прописке в районной больнице раз в три месяца. Покупать самостоятельно их слишком дорого: одна ампула необходимого препарата стоит 105 тыс. рублей. Хотя иногда приходится тратиться: Альбина раз в сезон лечится в Москве и может не успеть вовремя взять лекарства в Мелеузе.
Скриншот: БСТ Откуда проблемы с жильем? Альбина прописана в деревне, но никогда там не жила. Помещение, по ее словам, не приспособлено для обитания: это наполовину детский сад, наполовину библиотека, к тому же в аварийном состоянии. Как инвалид Альбина имеет право на муниципальное жилье. Однако женщина с маленькой дочерью все время снимала квартиры в Мелеузе. Так продолжалось до 2011 года, пока семья наконец не обрела крышу над головой. По словам Альбины, двухкомнатную квартиру ей выдала администрация, как переселенцу из ветхого жилья. Однако уже через несколько лет в суде выяснилось, что все было не так: Альбина заключила договор купли-продажи, но не заплатила 560 тыс. рублей, а стороны не подписали документ. Поэтому договор через суд признали недействительным, и в 2018 году Альбине пришлось покинуть дом. – Я, когда мне эти бумажки купли-продажи давали, была под лекарствами, – объяснила Альбина. С тех пор она снова начала снимать квартиры, но и в них ей не удавалось остаться надолго. – Пробовала снимать, мне никто не сдает. Хозяева одни сами потом признались, что им администрация позвонила. Они первое время хозяев пугали, потом я устала все время так: приезжать, съезжать, – пояснила Альбина.
Фото автора Денег не хватало, искать постоянно новых хозяев тоже надоело. Тогда Альбина и решила купить себе гараж, в котором до сих пор живет. Женщина не перестала добиваться справедливости: она пыталась достучаться до администрации, прокуратуры, чиновников, а затем посетила Кремль и Генпрокуратуру РФ. – Добиться аудиенции у Кириенко (Сергей Кириенко – первый замруководителя администрации Президента России – прим. ред.) оказалось проще, чем попасть к Хабирову, – отметила Альбина. После этого ей посоветовали обратиться в прокуратуру Нижнего Новгорода (центр Приволжского федерального округа), и дела сдвинулись с места, подключился прокурор Мелеуза. В 2021 году суд признал семью Альбины нуждающейся. Женщина снова попробовала получить квартиру в Мелеузе, но ей отказали: она прописана в деревне Саитовский, а не в городе. В августе 2021 года через Верховный суд РБ удалось это исправить: суд отменил постановление, в котором семья была признана нуждающейся в жилье в Денисовском сельсовете Мелеузовского района, и поставил на соответствующий учет в Мелеузе. Однако в апреле 2022 года администрация города оспорила это решение, оставила только факт того, что Альбина проживала в Мелеузе с 2011 по 2018 год. Сейчас прокурор Мелеуза подал апелляцию на это решение. Судебные заседания еще идут. Мнение юриста Юрист Роман Петров объяснил, что если жилье, в котором прописан человек, признали аварийным, то администрация обязана выдать новое жилье в пределах того же района. Инвалиды при этом входят в льготную категорию. При невыполнении этого обязательства можно обратиться в суд. Если даже после этого жилье не выдадут, тогда уже Следственный комитет должен возбуждать уголовное дело. – С решением последнего судебного заседания Альбины я не согласен. Суд отказал именно в части требований о жилье, но при этом признал факт ее жительства в городе. Нелогичное решение. Прокурор верно просит в апелляции полностью удовлетворить требования женщины, – указал Петров. Как отметил юрист, в Башкирии периодически возникают проблемы с выдачей жилья, и получить новые квартиры бывает сложно даже с решением суда. Показательный пример этого – дела семей с детьми-инвалидами из Туймазов, которые полгода назад взял на контроль Александр Бастрыкин. Глава Следственного комитета месяц назад раскритиковал работу следователей из Башкирии за «волокиту» этих дел, но решить проблему до сих пор не смог.
Фото: pixabay.com Ответ администрации Мелеуза Как указал юрист мэрии, Альбина Латыпова не состоит на учете в их городе для получения квартиры, поэтому ей не могут ее здесь выдать. Однако женщина все равно будет пытаться добиваться жилья в Мелеузе. Одна коллегия суда уже признала факт ее проживания в этом городе. Изменено: состоялось очередное заседание в Верховном Суде РБ. Судья отказал в удостоверении иска прокуратуры в интересах Латыповой об установлении факта проживания на территории и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилье.