Учитывая, насколько раздражающими иногда бывают другие люди, удивительно, как многие из нас являются вечными оптимистами в отношении формирования новых отношений. Действительно, кажется, что люди настроены на то, чтобы нравиться другим: "эффект простого воздействия" - это надежный социально-психологический вывод, демонстрирующий, что простое воздействие на кого-то заставляет нас любить его больше.
Хорошим примером эффекта ‘простого разоблачения’ является исследование Морленда и Бича (1992), которые ввели четырех фальшивых студентов в большой курс колледжа. Каждый из фальшивых студентов, выбранных для того, чтобы иметь похожую внешность, посещал курс в разной степени, некоторые посещали много занятий, другие – мало; но ни один из них не взаимодействовал с другими студентами.
В конце курса одна студентка, которую предпочло большинство людей, несмотря на то, что она никогда с ней не разговаривала, была той, кто посещал больше всего занятий.
Если простой эффект воздействия справедлив для развития социальных отношений, то по мере того, как мы узнаем больше о других, они должны нравиться нам больше. Кажется, фамильярность должна порождать симпатию. Недавнее исследование Майкла И. Нортона из Гарвардской школы бизнеса и его коллег, безусловно, предполагает, что это интуитивное понимание большинства людей (Norton, Frost & Ariely, 2007).
Нортон и его коллеги сначала опросили пользователей сайта онлайн-знакомств, спросив их, предпочитают ли они в целом кого-то, о ком они мало знают, или кого они знают больше. 81% сказали, что предпочли бы человека, о котором они знают больше. Во втором опросе студентов старших курсов 88% сказали, что предпочли бы кого-то, о ком они знают больше.
Вот и все ожидания людей, давайте посмотрим, как они ведут себя на самом деле.
Фамильярность порождает презрение
В следующей части исследования Нортона и его коллег участникам был предоставлен список черт другого человека и задан вопрос, насколько сильно они хотели бы этого человека. На самом деле черты были сгенерированы так, чтобы быть широко репрезентативными, и людям случайным образом были показаны либо 4, 6, 8, либо 10 из этих черт. Результаты показали, что, вопреки их ожиданиям, чем больше информации люди имели о других, тем меньше они им нравились.
Нортон и его коллеги выдвинули гипотезу, что причина этого открытия заключалась в том, что чем больше люди узнают о других, тем больше вероятность того, что обнаружится черта, которая им не нравится. Исследователи проверили это на участницах сайта онлайн-знакомств. Однако на этот раз вместо использования предварительно сгенерированного списка черт каждому участнику было предложено составить список черт, которые описывали бы его самого - затем они были объединены. Как и следовало ожидать, большинство людей выбрали относительно положительные черты характера.
Затем эти черты были смешаны и случайным образом распределены между участниками в разных количествах и в разных порядках, как если бы они описывали реального человека. Таким образом, по сути, люди смотрели на случайный список относительно положительных черт, сгенерированных самой группой. Опять же, даже при наличии списка в основном положительных черт людям, как правило, нравится "человек", описанный в более коротких списках черт, что еще больше подтверждает идею о том, что нам больше нравятся люди, о которых мы знаем меньше.
Но на этот раз исследователей интересовало влияние сходства на то, нравимся ли мы другим. Это связано с тем, что многие предыдущие исследования показали, что нам, как правило, нравятся другие люди, похожие на нас самих. Результаты показали, что причиной связи между знанием и неприязнью было отсутствие сходства. Фактически, чем больше черт участники знали о другом "человеке", тем больше вероятность того, что они обнаружат различия с самими собой, и, следовательно, тем больше вероятность того, что они им не понравятся.
Становится только хуже. В четвертом исследовании, использующем подход, аналогичный описанному выше, исследователи обнаружили, что наша неприязнь к другим каскадирует. Это означает, что если мы видим непохожую (и, следовательно, неприятную) черту характера на ранней стадии наших отношений с другим человеком, это, как правило, негативно влияет на то, как мы воспринимаем остальные его черты. Итак, как только мы замечаем непохожесть, дальше все идет под откос. Даже те черты, которые раньше могли бы нам нравиться или к которым мы относились нейтрально, теперь получают одобрение.
Для большинства фамильярность порождает презрение
Наконец, в пятом исследовании исследователи решили проверить данные своих контролируемых исследований в реальном мире. На этот раз пользователей сайта знакомств спрашивали либо о потенциальном партнере, с которым они познакомились в Интернете, либо о ком-то, с кем они собирались встретиться.
После того, как участники заполнили опрос, они обнаружили, что, как и ожидалось, люди знали больше о своих свиданиях после знакомства с ними, чем раньше. Однако для подавляющего большинства людей симпатия к их свиданиям существенно уменьшилась после того, как они познакомились с ними. В среднем, осведомленность об их дате увеличилась с 5 из 10 до даты до 6 из 10 после даты, в то время как симпатия снизилась с 7/10 до 5/10, а воспринимаемое сходство снизилось с 6/10 до 5/10.
Конечно, это было верно не для всех – некоторые впоследствии встречали других людей, которые им нравились больше, – но для большинства больше знаний приводило к очевидному непохожести, что приводило к меньшей симпатии.
Надежда рождается вечно
Учитывая результаты этого исследования, удивительно, что мы утруждаем себя попытками завести друзей после первых нескольких разочарований. Тот факт, что мы это делаем, вероятно, является результатом нереалистичного уровня оптимизма по поводу того, насколько сильно мы ожидаем понравиться другим. Это подтверждается выводом исследования о том, что подавляющее большинство людей ожидают, что больше знаний о других людях приведет к симпатии, когда на самом деле фамильярность порождает презрение.
И иногда мы действительно встречаем людей, которые оказываются похожими на нас, которые в конечном итоге становятся нашими близкими друзьями или даже партнерами. Именно эти хиты отношений мы склонны вспоминать, встречая кого-то нового, а не все случаи, когда мы были разочарованы.
Как показывает это исследование, в подавляющем большинстве случаев, чем меньше мы знаем о ком-то, тем больше он нам нравится, потому что фамильярность порождает презрение. Это похоже на фальшивого студента в исследовании Морленда и Бича: двусмысленность позволяет нам представить, что другие люди разделяют наше мировоззрение, наши личностные черты или наше чувство юмора. К сожалению, как только мы начнем узнавать о них больше, мы, скорее всего, обнаружим, насколько они отличаются от нас самих, и, как следствие, они нам не понравятся.
”Ад — это другие люди". - Жан-Поль Сартр
Жан-Поль Сартр был прав, в среднем: другие люди действительно ад. То есть большинство других людей - это ад. Конечно, есть несколько дорогих каждому из нас людей, которые не начинают пахнуть через три дня; но эти люди - замечательные исключения, так что держитесь за них крепче.