Серия ужастиков под названием «Крик» известна даже тем, кто совсем далёк от этого жанра. Характерная маска в сочетании с чёрным балахоном стала неотъемлемой частью всех Хэллоуинов, обзавелась различными отсылками в поп-культуре, кинопародиями, интернет-мемами - всё как положено. Поэтому, пожалуй, никого не удивило, что в 2022 году вышло очередное продолжение истории, начатой аж в 1996 году.
Для начала пару слов о моих отношениях с подобными фильмами. Они отсутствуют. Я из тех людей, кто может с удовольствием смотреть триллеры типа финчеровского «Семь», полную версию снайдеровских «Хранителей» со всей сопутствующей чернухой и даже какой-нибудь «Багровый пик» с откровенно жуткими по виду призраками, но истории, где кто-то удирает от маньяка, который всех режет, пилит, кромсает, накручивает кишки вокруг шеи и обязательно выскакивает из-за угла, меня не цепляют. Смотреть неинтересно.
Пробовала, честно - и десятку-другую посмотренных мной фильмов такого рода перечислить могу. «Джиперс Криперс» и «Кошмар на улице Вязов» туда входят, если что. Но - не моё. Поэтому при всей своей увлеченности кино до недавнего времени я «Крики» не смотрела и не собиралась. Но меня аргументированно убедили, что посмотреть стоит.
Аргументы были следующими:
- Эти фильмы - не ужастики в классическом понимании
- Они провели революцию в жанре и очень сильно изменили подходы к подобным историям (перелом композиции и т.д.)
- Там очень много стёба, в первую очередь, над самим жанром и популярными фильмами ужасов
- Очень естественное поведение подростков, в отличие от большинства фильмов ужасов
Я согласилась и погрузилась в то, что называется слэшером (ранее понятия не имела, что обозначает это слово). На всякий случай, если вы тоже в этом не очень разбираетесь, приведу определение:
Слэшер - поджанр фильмов ужасов (иногда называемых «фильмы отсчёта тел» или «фильмы мёртвых подростков»), для которого характерно наличие убийцы-психопата (иногда носящего маску, иногда обладающего сверхъестественными способностями), который преследует и изощрённо убивает одного за другим некоторое число людей, чаще всего — подростков, в типично случайной неспровоцированной манере, лишая жизни многих за один день.
Так как я смотрела все 5 фильмов друг за другом (не в один день, если что), для меня история «Криков» и их персонажей получилась единым произведением. Поэтому в этой рецензии скажу обо всех сразу.
Чем хорош дебютный «Крик» 1996 года? Да всем. Естественное поведение подростков - реплики, комментарии, реакции на происходящее. Стёб над жанром и всеми характерными штампами. Гениальное решение с «правилами выживания в ужастиках». Злодей, который постоянно огребает со всех сторон в сценах преследования жертв. Финальное раскрытие карт, которое очень круто показывает, что психопатам, в принципе, не нужна какая-то великая причина или мотивация, чтобы резать людей. Весьма звездный состав актёров, который нещадно вычищается убийцей в маске. Саундтрек - между прочим, трек Red Right Hand, который теперь прочно ассоциируется исключительно с «Острыми козырьками». Абсолютно очаровательная химия между Кортни Кокс и Дэвидом Аркеттом - я специально пошла читать, не развернулся ли между ними роман, который привёл к браку, именно на этих съёмках. Да, интуиция не подвела - актёры действительно друг в друга влюбились, и это очень видно с экрана. Их взаимоотношения в кадре добавляют фильму естественности.
Чем «Крик-2» хуже первой части? Личностями злодеев в финале. По мере просмотра у меня было ощущение, что сценарий переписывали по ходу пьесы, и что создатели сами себя перемудрили насчет главгадов. Потом прочитала, что во время съемок сценарий утекал в сеть, видимо, в этом и причина. Помимо личности злодеев проблема еще с мотивацией. Было бы здорово, держи они курс на то, что мотивация не нужна - но, к сожалению, с каждой частью она озвучивается, продавливается и становится всё более и более упоротой (не могу подобрать другого слова).
Тем не менее, второй «Крик» тоже очень хорош. Начинается бодро, по сути, с постмодерна, и это очень здорово смотрится - во вселенной фильма по событиям первой части снимают фильм ужасов. Фильм внутри фильма. Полигон для стёба, самоиронии и обыгрывания штампов. Правила выживания в ужастике эволюционируют, теперь же герои в сиквеле - и зритель вместе с ними. Эта линия - фильм внутри фильма, обыгрывание продолжений в правилах выживания - проходит через все части франшизы, и это очень хорошо.
Между Кокс и Дэвидом до сих пор химичит, персонаж Кортни - стервозная охотница за журналистскими сенсациями Гейл Уэзерс до сих пор самобытна, хороша, обаятельна и заносчива, фильмы ещё не переживают наплыв толерантности, metoo и прочей повестки. Пока ещё можно продолжать стебаться над всем и вся - и сиквел смотреть так же интересно, как фильм 1996 года. Выключить на середине точно не захочется.
Характерно это ощущение и для третьей части, которая тоже пострадала от слитого сценария, претерпевала изменения в сюжете по ходу съёмок и окончательно утвердила мотивацию злодеев в личном векторе по отношению к главной героине. Но всё ещё интересно, всё ещё весело, много шуток и вполне увлекательно.
И на этой бы ноте взять да и закончить - удалась трилогия, заняла своё место в мире фильмов ужасов в целом и слэшеров в частности, вдохновила многих на свои истории, но нет. Как известно, бабло побеждает зло, и поэтому в 2011 году, спустя 11 лет после третьей части, выходит «Крик 4» - и он плох абсолютно всем в той же мере, в коей хорош дебютный фильм франшизы.
Признаюсь, «Крик 4» - единственный из «Криков», который я смотрела в три присеста, усилием воли. Настолько неинтересно, не захватывает. Диалоги, реплики - всё плохо. С самоповторами и фильмом внутри фильма на самом старте так перебарщивают, что хочется выключить. Юмор потерян. Предсказуемость уровня 100%, но это не в хорошем смысле. Злодеи притянуты за уши - и опять с мотивацией высочайшего уровня упоротости, и это не весело. Играет большинство актёров откровенно плохо. Не убеждают. Не веришь. Не сопереживаешь. Не втягиваешься в сюжет. Кровавый трешак выведен на первое место, но смотрится неинтересно. Котни Кокс уже конкретно переборщила с пластикой, потеряла свою живость и обаяние и стала похожа на Кэмерон Диас. С Аркеттом они на момент съёмок уже явно в разводе, и в совместных кадрах играют без энтузиазма. И самая вишенка на торт - ужасающий глэм-фильтр видео, наложенный на практически все лица. Блеск, засвеченность, полное размытие черт и мимики (кукольные, фарфоровые мордашки). Видимо, таково было требование стареющих актрис, чтобы не очень плохо выглядеть на фоне молодежи - другого объяснения найти не могу. Но выглядит это жутенько, особенно на молодых ребятах - и в этом смысле фильм действительно относится к жанру ужасов. Правда, это не преимущество.
При таком четвертом фильме от пятого не ждёшь ничего хорошего, но из любопытства всё-таки смотришь. Хочется же понять, чем закончилась история героев, к которым уже всё-таки привык. «Крик» 2022 года не случайно лишён всяческих цифр: он снят в популярном ныне формате продолжения-перезагрузки. Это очень характерно для сериалов-долгостроев, когда в финальном сезоне основные герои остаются, но вводят молодую смену (учеников/детей/последователей), и сюжет постепенно смещается к ним. Такой переход даёт возможность вывести тех, кто устал сниматься или просто перерос свой образ в силу возраста, и снимать дальнейшие продолжения с новыми героями - а прежнюю гвардию вводить в камео фансервиса ради.
Могу сказать, что новый «Крик» с честью и блеском справился с поставленной задачей. Новые герои введены хорошо, старые отправлены на покой наилучшим образом, штампы жанра обыграны по классике, отсылок к предыдущей части тактично нет (этакое давайте дружно забудем о «Крике 4»), возвращаются шутки, новые правила выживания, а также очень удачно проезжаются по смене времён и поколений. А самое главное - подростки опять себя естественно ведут и играют, аллилуйя!
Совершенно ясно, что шестому «Крику» быть, и, пожалуй, я его посмотрю. Но есть у меня глубокое убеждение и ощущение, что новые герои так не удержат внимание публики и не сыщут такую любовь, как прежние. Потому что новая забарывательница отморозков в маске-то вполне удачно заменила Сидни (и, кстати, как персонаж она поинтереснее в силу её главного скелета в шкафу), но «Крики» - это не только главная героиня. И если ей компанию не составят новые герои с уровнем харизмы и интересным развитием, как у Гэйл, Дьюи и Рэнди, то ничего хорошего в итоге не выйдет. Тем не менее, бесконечно их эксплуатировать - тоже плохая идея, особенно с учетом того, как актёры состарились. Поэтому такая вот мягкая перезагрузка - верное решение.
Резюмирую: первый «Крик» - просто отличный, второй - в целом хорош, но с оговорками, третий - неплох, четвертый - провал (и лучше бы его не было вовсе), пятый - вполне удачен, уместно приправлен ностальгией и тем самым стёбом, о котором напрочь позабыли в 4й части. Тем не менее, до самого первого фильма не дотянулась ни одна последующая часть, как ни старались.
Что будет дальше - посмотрим.
Понравился отзыв? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊
#кино #ужастики #крик #крик5 #слэшер #чтопосмотреть #фильмыужасов #рецензиянафильм #хоррор #киномания