Кастанеду многие любят, хотя не все понимают. Впрочем, значительно больше людей его не понимают и оттого не любят. Вся беда в том, что передав нам формальное знание в своих книгах, Кастанеда никого из нас не научил видению. А ведь именно в этом состоит главная задача “воина на пути знания”. Впрочем, есть ряд моментов, которые мы можем постичь хотя бы теоретически.
💡 Скорее всего, изложенное ниже не будет иметь никакого смысла для людей, которые не знакомы с творчеством Каролса Кастанеды в достаточной степени.
Некоторые системообразующие элементы тольтекского знания
Для начала следует напомнить несколько ключевых моментов из наследия дона Хуана.
Онтология тольтеков начинается с представления об Орле.
Сила, которая правит судьбой всех живых существ, называется Орлом, но не потому, что это орел, или имеет что-либо общее с орлом, или как-то к нему относится, а потому, что для видящего она выглядит, как неизмеримый иссиня-черный орел, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой уходя в бесконечность.
Книга 6, “Дар Орла”
Орёл - это сила, которая порождает всех существ на Земле (как минимум). Как это происходит?
Орёл является источником “эманаций”, которые можно уподобить светящимся нитям, протянувшимся во всех направлениях от источника (Орла) в бесконечность. Внутренним содержанием эманаций является осознание (в оригинале, awareness).
Я попросил его объяснить, что же представляют собой эманации Орла. Он ответил, что эманации Орла — это невыразимые вещи в себе, охватывающие все существующее — познаваемое и непознаваемое…
Книга 7, “Огонь изнутри”
Таким образом, весь наш мир составлен из эманаций Орла. Но мы не в состоянии воспринимать их непосредственно.
…Видящие говорят, что мы думаем, что это мир предметов только потому, что таково наше сознание. Но то, что реально там находится, так это эманации Орла — текучие, всегда в движении, и все же неизменные, вечные.
Книга 7, “Огонь изнутри”
Как и все живое, каждый человек составлен из эманаций Орла, и для видящего он представляет собою подобие кокона, внутри которого находятся те же самые эманации, что и снаружи.
Процесс восприятия происходит “автоматически” помимо нашей воли и на самом деле является лишь интерпретацией того содержания, той изначальной сути, которая заключена в эманациях.
…Для видящего люди являются светящимися существами. Наша светимость образована той частью эманаций Орла, которая заключена в нашем яйцеобразном коконе. Эта особая часть, эта горстка заключенных в нем эманаций и есть то, что делает нас людьми. Воспринять — это значит сопоставить эманации, заключенные внутри нашего кокона, с теми, которые находятся вовне.
Книга 7, “Огонь изнутри”
Восприятие происходит благодаря "точке сборки". Это место повышенной светимости в светящемся коконе, где внутренние эманации (как бы само-замкнутые внутри кокона) настраиваются на соответствующие им внешние. В результате такой настройки внутрь кокона поступает осознание, которое является сущностным содержанием самих эманаций.
Все эманации Орла строго структурированы, они “сгруппированы” в “большие полосы”.
Органическая форма жизни, к которой относятся люди, животные, растения и т.п. сконцентрирована в одной большой полосе. Это наиболее интенсивный и насыщенный диапазон эманаций.
Помимо органической полосы существует еще семь больших полос, которые также порождают живых существ в форме светящихся коконов, однако они намного менее интенсивны и обладают совершенно иными качествами. Видящие называют эту форму жизни неорганической.
Остальные 40 полос являются структурными и не имеют возможности порождать индивидуальных существ.
Думай о больших полосах, как о чем-то, подобном деревьям. Все они дают плоды, создают вместилища, наполненные эманациями, однако только восемь из этих деревьев дают съедобные плоды, т. е. пузырьки осознания. Семь из них дают кислые плоды, но все же съедобные, а одно дает наиболее сочные, вкуснейшие плоды из всех.
Книга 7, “Огонь изнутри”
Итак, наш земной мир является лишь малой частью миров, которые порождает Орёл посредством своих эманаций, при этом он имеет особую, вполне конкретную конфигурацию.
Весь мир сделан из сорока восьми диапазонов, — сказал он. — а мир, который собирает наша точка сборки в состоянии нормального восприятия, составлен из двух диапазонов. Один из них — это органическая полоса, а другой — полоса структур, не обладающих осознанием. Остальные сорок шесть больших полос не являются частью воспринимаемого нами обычного мира.
Книга 7, “Огонь изнутри”
Конечно, всё это очень сложно для понимания, особенно, если вы не читали "всю кастанеду". Попробуем, однако, разобраться в этой "запутанной тольтекской теме" и провести ряд аналогий с тем, чтобы понять, каким образом структура сего древнего знания может послужить нам для понимания окружающей нас реальности. Даже если мы — не видящие. Для этого я собираюсь использовать гелиоцентрическую философскую базу.
Некоторые постулаты гелиоцентрики
Основным постулатом гелиоцентрической философии является идея Изначального Единства. В основе мироздания находится Единый Источник всего сущего, всей проявленной вселенной и всего, что могло бы существовать, но пока еще не актуализировано и пребывает в состоянии потенциальности, а также и всего остального, что невозможно ни выразить, ни помыслить, и даже того, чего как бы и нет.
Единый Источник порождает все мироздание, но не как-нибудь, а строго иерархически. Необходимо подчеркнуть, что “порождает” вовсе не означает, что Он является чем-то внешним по отношению ко всем "тварным" структурам и уровням мироздания. Мироздание существует в Нём, Им и благодаря Ему. Мироздание и есть Он Сам. Между миром и Источником нет принципиальной дистанции, они нераздельно едины.
Каждое существо в мироздании имеет Его образ и подобие и схематически может быть представлено в виде “слоистой” сферы. Внутри находится неуничтожимая крупица Изначального Единства, которую также называют Искрой Абсолюта, Высшим Я человека, Атманом и проч. Эта центр-сущность и Само Изначальное Единство по природе своей тождественны.
В процессе своего воплощения на различных уровнях мироздания, Высшее Я облекается “плотью” соответствующих уровней. Так, для манифестации на планетарном уровне ему необходимо плотное тело. Его даёт планета. Но прежде, чем “спуститься” на этот уровень, Высшее Я инволюционирует из самого "эпицентра" Единства на его "периферию" сквозь прочие уровни иерархии.
Планетарному уровню предшествует уровень звёздный или астральный. В свою очередь он является элементом уровня галактического или эфирного. Соответственно, для манифестации на каждом из этих уровней Высшему Я требуются тела: астральное и эфирное.
Каждым уровнем манифестации управляют вполне конкретные иерархи (Высшие силы). Так, на вершине звёздного уровня стоит солнечный демиург. Галактикой управляет эфирное божество. Очевидно, что в "субординационном подчинении" эфирного иерарха находится огромное количество звёздных владык.
При этом изначально они все равны между собой и пребывают в синархическом единстве, ибо в основании каждого такого существа лежит Искра Абсолюта, Единого. Звездные иерархи “подчиняются” галактическим не потому, что они менее значимы с точки зрения всего мироздания, но потому, что они реализуют задачи более частные, сфера их ответственности уже и специфичнее.
Гелиоцентрический взгляд на Орла
Тот, кого дон Хуан именует Орлом, есть по сути звёздный иерарх или демиург. Он порождает свою целостную систему посредством собственных эманаций. Мы называем её солнечной (звёздной) системой и воспринимаем как совокупность звёздного эпицентра и ряда планетарных тел.
Каждой из планет соответствует свой диапазон “больших полос” эманаций, в частности, как выше уже говорилось, астральная конфигурация планеты Земля задана 48 большими полосами, одна из которых порождает органические формы жизни, семь — неорганические, а остальне 40 образуют каркасную структуру для всего этого многообразия.
Осознание (awareness), которое “течёт” внутри эманаций и составляет их сущностное наполнение, есть ни что иное как эфир галактического уровня. Это чистая мысль, которая образует звёздный уровень иерархии мироздания. Звёзды преобразуют эфир в свет, структурируя его в форме эманаций. Таким образом галактическое сознание обретает конкретную энергетическую форму.
Светящийся кокон, о котором говорит дон Хуан — это астральное тело. Эфирное тело — это свет осознания, который заключён в эманациях, образующих астральное тело, эпицентром его служит “точка сборки”.
До своей "смерти" человек (или любое другое существо планетарного уровня манифестации) представляет собой совокупность тел. Как минимум у него имеется плотное тело, астральное тело и эфирное “тело”. Принципиальной основой, стрежнем всей этой структуры служит Высшее Я.
Точка сборки представляет собой индивидуальную эфирную проекцию Высшего Я. Она служит своего рода магнитом, внутренней силой, которая “выхватывает” из астрального потока эманаций некоторую их часть и “замыкает” их в кокон. Таким образом образуется астральный каркас, при помощи которого эфирное тело получает возможность дальнейшей инволюции на плотный (планетарный) уровень. С некоторой долей условности можно сказать, что таким образом “мысль организует свет”.
Важно подчеркнуть, что астральный демиург (Орёл) не порождает осознание (эфир), но только организует его. Он также не является “хозяином” точек сборки. Он “всего лишь” порождает астральное поле, свет, звёздный уровень иерерахии мироздания, на котором “семена духа” (эфирные, галактические “идеи”, “первообразы”) получают возможность индивидуальной манифестации.
В момент смерти вся эта конструкция рушится. Плотное тело воссоединяется с телом планеты. Кокон, состоящий из астральных эманаций, дезинтегрируется. Точка сборки, “накопившая” в процессе жизнедеятельности определённый "объём" эфирной энергии, устремляется к эпицентру звезды (к “клюву Орла”), где осуществляется её межмерный переход, возврат на галактический уровень чистой мысли.
Видящие уподобили этот процесс “пожиранию”, ибо сам механизм данного процесса сродни поглощению пищи. Однако, необходимо уточнить, что индивидуальность при этом не разрушается, но лишь утрачивает свою астральную составляющую. Высшее Я возвращается в море галактической мысли с тем, чтобы в дальнейшем реинтегрироваться “обратно” в Единый Источник либо совершить еще ряд межмерных инволюционных переходов на астральный и/или планетарный планы бытия.
Такова в общих чертах механика процесса воплощения Высшего Я на низших планах иерархии мироздания.
Абсолютная абстрактная свобода
Я уже отдан силе, что правит моей судьбой.
Я ни за что не цепляюсь, значит, мне нечего будет защищать.
У меня нет мыслей, поэтому я буду видеть.
Я ничего не боюсь, поэтому я буду помнить себя.
Отрешённый, с лёгким сердцем, я проскочу мимо Орла,
чтобы стать свободным.
Книга 6, “Дар Орла”
Ключевым моментом учения дона Хуана является идея обретения абстрактной свободы. Это и называется “сгореть в огне изнутри”. Индивидуальное существо, достигшее совершенства ("энергонезависмости") в процессе своей безупречной жизни на планетарном уровне мироздания получает возможность обрести самостоятельное, независимое астральное (и, соответственно, эфирное) бытие. Как всё это происходит?
Точка сборки — эфирная основа индивидального бытия — в результате специфического внутреннего усилия образует новую целостную независимую эфирную сущность, которой для самореализации более не требуется “внешний” астральный каркас. Такая сущность не растворяется в эфирном океане мысли, но “проскакивает мимо клюва Орла, чтобы стать свободной”.
Такие сущности в дальнейшем могут сделаться новыми звёздами. Тот эфир, который они таким образом интегрируют, служит энергетической основой собственной генерации астрального плана, т.е. порождения собственных эманаций.
Однако, полагаю, возможности освободившихся сущностей не ограничены исключительно новым астральным строительством. Вероятно, некоторые из них могут сделаться ангелами и/или архангелами, пополнить ряды сил бесплотных. Нам, скромным насельникам планетарного уровня иерархии мироздания, практически нереально охватить своим ограниченным сознанием и даже фантазией те уровни космической ответственности, те перспективы дальнейшего космического бытия, которые раскрываются перед воинами, достигшими абсолютной свободы.
Если абсолютная свобода не достигнута, то после смерти физического тела астральное тело дезинтегрируется навсегда, эманации, который до того составляли его каркас просто сливаются с общим потоком эманаций Орла. Светящийся кокон растворяется как капля в море.
Для того, чтобы снова оказаться на плотноматериальном планетарном плане бытия, индивидуальной сущности потребуется “заключить новый договор с Орлом” — т.е. у неё должны иметься некие безусловные основания для новой манифестации.
Разумеется, в таком случае новое воплощение индивидуальной эфирной субстанции (точки сборки) может быть связано уже с другими звёздными мирами. Но даже если "паче чаяния" ей предстоит новое воплощение на этой же самой планете, всё равно она будет обладать новым астральным телом/телами.
На этом пока всё. Если интересно, пишите, обсудим.
—
Тимофей Решетов
Приглашаю всех, интересующихся вопросами внутренней свободы в свой телеграм канал: https://t.me/geliocentric
Другие мои статьи по "мексиканской" теме:
За что мы любим книги Карлоса Кастанеды
Технологии Древних Майя мы разгадать не в состоянии. Фото прилагаются
“Конец света” в 2012 году. Почему тогда он так и не наступил и при чём тут Аргуэльес и древние Майя
Хочу познакомить вас с копалом. Эти благовония древние майя и ацтеки называли пищей богов
Что сейчас происходит на планете и как это связано с космосом?