Когда речь заходит о полигамии, на ум сразу приходит такое явление как многоженство. Оно до сегодняшнего дня широко распространено в странах Востока и никого не шокирует. Но есть и другая форма браков, в которых участвуют не двое. Такая модель семьи встречается намного реже и носит название полиандрия. Это многомужество. О таких браках знают немногие, но, тем не менее, они существуют. Больше всего подобных семей встречаются в Тибете.
Причины полиандрии
Первое что приходит на ум тем, кто узнает о многомужестве, что либо женщины в этих местах имеют господствующее положение и власть, либо они чересчур распущены, и одного мужчины им мало. Однако, это не так. Положение женщины в Тибете такое же, как и в других странах Востока. Многомужество продиктовано экономическими проблемами, в основном бедностью.
В восточных странах издревле существует такая традиция, как калым. Однако уровень жизни населения в Тибете оставляет желать лучшего. Семьи большие, и если у родителей несколько сыновей, то брать каждому отдельную жену и платить за всех калым многим не по карману. Далеко не каждая семья может позволить себе такую роскошь. Поэтому выход был найден, хоть и необычный. На всех сыновей берут одну жену. То есть жену берут для старшего сына, а остальные парни, достигнув брачного возраста просто присоединяются. В богатых семьях подобного нет. Для них характерна моногамия или даже многоженство. Полиандрия является уделом бедных.
Еще одной причиной полиандрии является проблема землевладения. В Тибете плодородной земли очень мало. Все земельные участки передаются по наследству. Если в семье несколько сыновей, и каждый из них возьмет себе жену, то это будет уже несколько семей. Тогда наследственную землю придется поделить на участки. Эти клочки земли будут мизерными малы и прокормить никого не смогут. Поэтому все братья предпочитают иметь одну жену, жить большой семьей и сохранить наследственную землю.
Быт семьи
Некоторые полагают, что если женщина имеет несколько мужей, то она является главой семьи. Однако, это неверно. Главным в такой семье всегда является старший брат. Женщина же, как и везде на Востоке, завалена работой с утра до ночи и никаких прав у нее нет.
Выполнение супружеских обязанностей в семье строго регламентировано – мужья придерживаются очереди. Если один из мужчин вошел к женщине в комнату, то он оставляет у дверей обувь, чтобы случайно не нагрянул другой и не случился конфуз.
Возникает резонный вопрос: когда у женщины рождается ребенок, как определяют, чей он? Да никак! Отцами ребенка считаются все ее мужья. Но даже если биологический отец известен, это не увеличивает его прав на ребенка. Как говорится никакого фаворитизма – ребенок общий и все тут!
От полигамии к моногамии
Бывают случаи, правда редко, что женщина восстает против такого уклада или просто по-настоящему влюбляется в одного из мужей, а с остальными не хочет иметь дела. В таком случае ей дается право откупиться от остальных (лошадью, коровой, суммой денег или еще чем-то, что пожелают получить оставляемые мужья). Но такое решение чревато проблемами.
В том случае, когда какой-то брат решает стать единственным мужем для общей в прошлом жены, ему придется отделиться от всей семьи, строить отдельный дом и самостоятельно вести хозяйство. Это намного сложнее, чем хозяйничать сообща. Поэтому, какими бы какими бы не были чувства, на подобное идут единицы.
Полиандрия и закон
Полиандрия в Тибете практикуется с древности. Но в 1981 году она, как и многоженство, на законодательном уровне была запрещена. Тем не менее, в обществе все осталось по-прежнему. Просто женщина официально регистрирует брак, только с одним мужчиной (как правило, с первым), а остальные являются ее гражданскими мужьями. Не будет же в ночное время по домам ходить полиция и проверять, кто находится у женщины в спальне.
Спасибо, подписывайтесь!