Найти в Дзене
the Футури

Как мы можем на самом деле создать счастливые общества?

Оглавление

Представьте себе два разных общества. Во-первых, люди, как правило, напряжены, напряжены, раздражительны, отвлекаются и поглощены собой. Во-вторых, люди, как правило, спокойны, беспокойны, быстро смеются, обширны и уверены в себе.

Разница между этими двумя воображаемыми сценариями огромна. Вы не только с большей вероятностью будете счастливее во втором сценарии - вы также с большей вероятностью будете безопаснее, здоровее и иметь лучшие отношения. Разница между счастливым и несчастным обществом не тривиальна. Мы знаем, что счастье выходит за рамки нашего желания чувствовать себя хорошо.

Итак, как мы можем создать счастливое общество? Буддийская нация Бутан была первым обществом, которое определило политику, основанную на счастье своих граждан, а король Бутана лихо заявил в 1972 году, что валовое национальное счастье (GNH) является более важным показателем прогресса, чем валовой национальный продукт (ВНП).

Монахи-подростки в Бутане. Адли Вахид
Монахи-подростки в Бутане. Адли Вахид

С тех пор многие другие страны последовали этому примеру, стремясь перейти «за пределами ВВП» в качестве показателя национального прогресса. Например, Великобритания разработала национальную программу благосостояния в 2010 году и с тех пор измерила благосостояние страны в десяти областях, не слишком отличаясь от подхода Бутана. Совсем недавно Новая Зеландия ввела свой первый «бюджет благосостояния» с акцентом на улучшение благосостояния наиболее уязвимых людей страны.

Такие инициативы, как правило, в целом согласны с условиями, необходимыми для счастливого общества. Согласно Докладу о мировом счастье, существует шесть ключевых ингредиентов национального счастья: доход, ожидаемая продолжительность здоровой жизни, социальная поддержка, свобода, доверие и щедрость. Скандинавские страны, которые, как правило, возглавляют глобальный рейтинг счастья (Финляндия в настоящее время на первом месте), как правило, преуспевают во всех этих показателях. Напротив, истерзаные войной страны, такие как Южный Судан, Центральноафриканская Республика и Афганистан, как правило, с этим плохо склонны. Так зависит ли счастье от этих шести ключевых ингредиентов?

Что, а не как

Я так не думаю. Этот подход, в конечном счете, слишком прост - даже потенциально вреден. Проблема в том, что он фокусируется на том, что такое счастье, а не на том, как его достичь. Очевидно, что такие вещи, как хорошая продолжительность жизни, социальная поддержка и доверие, полезны для нас. Но то, как мы приходим к такому выводу, может иметь большее значение, чем сам вывод.

Например, откуда мы узнаем, что измеряем то, что является наиболее важным? Мировой рейтинг счастья в значительной степени зависит от показателей удовлетворенности жизнью. Но далеко не очевидно, что такие меры могут объяснить важные различия в эмоциональном благополучии.

В качестве альтернативы, возможно, мы могли бы спросить людей, что, по их мнению, имеет значение. Разработка национальной программы благосостояния Великобритании использовала этот подход, проводя качественные исследования для развития своих десяти областей счастья. Но этот подход также проблематичен. Как узнать, какой из десяти доменов является наиболее важным? Наиболее важные ингредиенты для одного сообщества могут быть не одинаковыми для другого. Спрашивать людей - хорошая идея. Но мы не можем просто сделать это один раз, а затем предположить, что работа выполнена.

Не поймите меня неправильно - я считаю, что такого рода инициативы являются улучшением более узких способов измерения национального прогресса, таких как исключительное внимание к доходам и ВВП. Но это не значит, что мы должны игнорировать их недостатки.

Здесь есть параллели с стремлением к счастью на индивидуальном уровне. Обычно мы живем со списком вещей в голове, которые, по нашему мнению, сделают нас счастливыми - если только мы получим это повышение, у нас будут любовные отношения и так далее. Достижение этих вещей, безусловно, может улучшить нашу жизнь и даже сделать нас счастливее.

Но мы обманываем себя, если думаем, что они сделают нас счастливыми в долгосрочном смысле. Жизнь слишком сложна для этого. Мы уязвимые, неуверенные в себе существа и неизбежно испытаем разочарование, потери и страдания. Сосредоточившись исключительно на вещах, которые, по нашему мнению, сделают нас счастливыми, мы ослепляемся на другие вещи в жизни, которые имеют значение.

Счастье 101

Психологи начинают фокусировать свое внимание не только на ингредиентах индивидуального счастья, но и на способностях, которые люди должны быть счастливыми в неизбежно небезопасных и хрупких обстоятельствах.

Например, так называемая "вторая волна" позитивной психологии так же заинтересована в пользе негативных эмоций, как и положительных. Тем временем революция осознанности побуждает людей выйти за рамки своих представлений о хорошем и плохом и вместо этого научиться принимать вещи такими, какие они есть. Эти подходы меньше связаны с тем, какие условия делают людей счастливыми, и больше заинтересованы в том, как люди могут стремиться к счастью в условиях отсутствия безопасности и неопределенности.

В чем секрет счастья? Каджу Гомес
В чем секрет счастья? Каджу Гомес

Чем больше мы фокусируемся на нашем списке желаемых вещей, тем больше мы не видим, что действительно важно. Когда мы уверены в вещах, которые делают нас счастливыми, и срочно пытаемся их достичь, мы не ценим ценность того, что у нас уже есть, и многочисленные неизвестные возможности, которые нам еще предстоит открыть. Когда в нашей жизни неизбежно что-то идет не так, мы обвиняем других или себя вместо того, чтобы учиться на том, что произошло.

Психологи начинают понимать пределы этого. Счастливые люди, как правило, имеют смирение, а также уверенность; любопытство, а также срочность; и сострадание и вина.

Мы можем применить эти же уроки в национальном масштабе. Создание более счастливого общества требует не только продвижения того, что важно, но и развития потенциала для обнаружения того, что имеет значение.

Мы знаем это на институциональном уровне. В образовании мы знаем, что важно поощрять любопытство и любовь к обучению, а также хорошие результаты экзаменов. В академических кругах мы знаем, что, хотя мы можем обнаружить важные научные истины, почти все наши современные научные теории могут быть превзойдены другими теориями, и мы должны оставаться открытыми. Мы знаем, что привлекательность и актуальность религиозных учреждений зависят от баланса догматических учений с тайной и любопытством - порядка и веры, с одной стороны, открытости и гибкости, с другой.

Создание счастливого общества зависит не только от создания правильных условий. Это также зависит от создания правильных институтов и процессов для обнаружения этих условий. Ирония в том, что члены счастливого общества, описанные в начале этой статьи, которые, как правило, спокойны, беспокоенны, быстро смеются, экспансны и уверены в себе, вероятно, менее сосредоточены на том, что делает их счастливыми, и более сосредоточены на изучении того, что действительно важно - со смирением, любопытством и состраданием.

Чтобы на самом деле создать счастливое общество, нам нужны меры и институты, которые делают то же самое.