Прошло уже чуть больше половины лета, но это не повод отчаиваться! Ведь оставшееся лето можно потратить на отдых и... чтение! Лето - идеальное для этого время🥰 Если вы точно уверены, что в следующем году будете сдавать литературу, то приглашаю к прочтению этой статьи😊
Нового кодификатора пока нет, но серьёзные изменения вряд ли нас ожидают (они выпали на предыдущий год). Поэтому смотрим на то, что имеем: здесь ссылка на кодификатор 2022.
Сделаю сразу примечание для кодификатора: нас интересуют только те произведения, что отмечены отметкой "А" и выделены жирным шрифтом. Честно, кодификатор в том году сделали немного запутанным. Поэтому можете для сравнения посмотреть на кодификатор 2021 года, он в два раза меньше, но зато в нём всё понятно, и по факту в 2022 году ничего не прибавилось:
Два пути подготовки летом
Итак, есть два действующих пути:
- Сложный путь - прочитать два романа-эпопеи ("Война и мир" и "Тихий Дон")
- Простой путь - прочитать много маленьких и небольших произведений (полезно, кстати, перед итоговым сочинением)
Сложный путь
Итак, у вас осталось полтора месяца, так почему бы и не почитать два самых больших произведения кодификатора? В учебном году у вас будет мало времени, чтобы медленно и вдумчиво читать оба романа (если, конечно, не обладаете навыками скорочтения).
Помимо самого чтения, вы можете попробовать заинтересовать себя: почитать статьи, посмотреть фильмы, видео-отзывы, спектакли и тд.
"Война и мир" (запоем можно прочесть за 3-4 дня, читая не торопясь: за 7-10 дней, а если совсем медленно, то за 3 недели).
- Фильм Бондарчука "Война и мир" 1965 год (6 часов, 13 минут)
- Фильм Т. Харпера "Война и мир" 2016 (6 часов)
- Книга Н. Долининой "По страницам "Войны и мира""
Фильм Бондарчука гораздо ближе к книге, а фильм Харпера более красочный и современный, имеет много отклонений от оригинала. Поэтому советую смотреть версию 1965 года, если вашей целью является приблизиться к источнику. Ну и от новой отказываться не стоит, картина и звук действительно на высоте😍
Книга Долининой однозначно вас заинтересует) Написана она живым языком и отображает все эмоции читателя, что взял в руки эпопею. Вы проникнитесь произведением и читать станет в разы проще.
"Тихий Дон" (читается примерно столько же, сколько и ВиМ)
- Фильм Герасимова "Тихий Дон" 1957 год (5 часов 50 минут)
- Сериал Урсуляка "Тихий Дон" 2016 год (10 часов)
Обе версии приближены к оригиналу, хотя первая мне нравится сильнее (критики тоже её одобряют больше). Герои переданы лучше, атмосфера ближе к шолоховскому роману.
Само произведение значительно отличается от ВиМ. Оно сложнее для понимания, т.к. затрагиваются действия Гражданских войн. Пусть книга и написана более простым языком (но и к нему ещё привыкнуть надо), то, как преподносит события Шолохов, выглядит гораздо пугающе. Сцены крови, насилия, самоубийства, "рубища" - всё это делает произведение поистинне тяжёлым. Тем не менее, "Тихий Дон" я люблю больше ВиМ❤
Простой путь
В кодификаторе немало произведений, что можно осилить за несколько часов или даже минут.
- А.С. Пушкин "Медный всадник" (20 мин), "Евгений Онегин" (4 часа), "Капитанская дочка" (4 часа)
Пушкин - самый верный вариант заинтересовать себя с самого начала. Слог автора прост, что как раз подходит, как летнее чтение.
- М. Ю. Лермонтов "Мцыри" (20 мин), "Песня про... купца Калашникова" (20 минут)
Произведения Лермонтова уже чуть сложнее. Эти две книги не пользуются большой популярностью у школьников, да и на ЕГЭ встречаются не столь часто. Тем не менее они хороши и с ними надо ознакомиться.
- А.С. Грибоедов "Горе от ума" (3 часа)
- Д. И. Фонвизин "Недоросль" (3 часа)
"Недоросль" и "Горе от ума" очень популярны на ЕГЭ. Книги написаны простым языком. Сюжет интересен и прост, с отборным юмором.
- Н. В. Гоголь "Ревизор" (3 часа), "Шинель" (40 минут)
"Ревизор" тоже злободневное произведение, которое часто встречается на ЕГЭ. Пусть школьники приблизительно помнят сюжет ещё с 7-8 классов, следует очень хорошо его повторить, чтобы отлично писать сочинения, отвечать на вопросы и выполнять задания на сопоставление.
"Шинель" тоже нередко попадается. Мне очень нравится это произведение. Оно универсальное в подборе примеров, поэтому ещё не раз пригодится.
- А. Н. Островский "Гроза" (3 часа)
Ох, сколько обсуждений вокруг этой пьесы! Сколько мнений и пересудов о том, кто прав, кто виноват. От этого драма становится только прекраснее!
- И. С. Тургенев "Отцы и дети" (8 часов)
Пусть произведение немаленькое, читается оно просто. Герой ведёт себя иначе, нежели персонажи тех произведений, что читали школьники ранее. Один Базаров чего стоит! Да и сам Тургенев, как писатель, хорош!
- Сказки Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь", "Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" (по 15 минут)
Маленькие, но безумно сатирические сказки. Снова новое явление в литературе. По сказкам даже есть мультфильмы, которые будет интересно посмотреть для сравнения. Сказки частенько встречаются в большом сочинении. Поэтому не проходите мимо;)
- Рассказы А. П. Чехова "Смерть чиновника", "Толстый и тонкий", "Тоска", "Хамелеон", "Человек в футляре", "Дама с собачкой", "Ионыч", "Студент" (по 15 минут)
Чехов - любимый многими писатель и не зря! Его маленькие, но остроумные рассказы не могут не покорить! Чеховские ружья обожаю🤘
- М. Горький "Старуха Изергиль" (40 мин), "На дне" (3 часа)
И снова интересный автор. "Старуху Изергиль" наверняка многие не помнят, но до того момента, пока не начнут читать. Интересный формат, простой язык, ясные истины, примесь с нравоучительными легендами.
"На дне" - одно из любимейших произведений для меня! Перечитывала его три раза, один раз смотрела интернет -спектакль и один ходила на живое представление в Москве. Удивительно, что моей маме вообще это произведение не понравилось, меня же оно завлекло с самого начала😍
- М. А. Шолохов "Судьба человека" (50 минут)
Не видела ни одного человека, которому бы не понравилось это произведение. Трогательная и понятная всем история никого не оставляет равнодушным! Это одно из тех произведений, что полюбили даже мои одноклассники и использовали его в качестве аргументации на итоговом.
- А. И. Солженицын "Матрёнин двор" (40 минут)
Как бы многие не любили Солженицына, его надо прочитать. Его "Один день..." так вообще занимает лидирующее место по устранению из кодификатора (по мнению старшего поколения). Продолжаю об "Одном дне...". Это САМОЕ СЛОЖНОЕ для меня произведение из всего кодификатора. Всё остальное я поняла и прочувствовала, а это нет. Просто плохо знала исторический контекст, а язык сложный, насыщенный тюремными жаргонами и другими словечками. Запомнила лишь кашу магару😅 Только потом старшее поколение из сети более менее мне разъяснило всю "мерзость" этого произведения.
Насчёт "Матрёниного двора". Это произведение написано будто другим человеком. Оно интересное и необычное. До Солженицына в школе почти никогда не доходят, поэтому советую летом ознакомиться!🥰 Конец действительно грустный и пробивает душу!
Что ещё могу посоветовать? Или 3 путь: читать большие произведения
Если для вас и это слишком просто, можно попытаться осилить "Преступление и наказание", а также "Мастера и Маргариту" (необязательное произведение). Произведения серьёзные, но одни из самых интересных!!! Возможно они влюбят вас в литературу и покажут, что ЕГЭ по литературе можно сдавать в удовольствие!
Для МиМ надо хорошенько изучить религиозный подтекст, а для комфортного чтения ПиН быть готовым к насыщенному психологизму.
Если и в этом случае чувствуете себя уже готовыми, можно обратиться к "Герою нашему времени", "Обломову", "Кому на Руси жить хорошо" и "Мёртвым душам".
"Герой..." пользуется большой популярностью среди школьников, особенно у выпускников, которые смогли вкусить все прелести произведения и некую коварную харизму главного героя. Не скажу, что очень часто встречается на ЕГЭ, но обратить внимание стоит! Для себя в первую очередь:)
"Обломов" очень объемное произведение и оно ощутимо. Вот все говорят, что много воды в "Войне и мире", так я скажу, что её действительно много в "Обломове". Читается тяжело, немногие справляются с этим романом. Однако произведение глубокое и при повторном прочтении становится гораздо ярче!
"Кому на Руси жить хорошо". Тоже объёмная поэма, которая вообще должна была быть поэмой-эпопеей. Произведение не окончено, что ощущается и оставляет некий осадочек. В этом есть и своя прелесть: историю можно свободно додумывать. Поэма не самая простая для понимания, но согласитесь, задумка, идеи и исторический контекст интересны. Хотя наш препод по истории считал Некрасова тем ещё шарлатаном😁
"Мёртвые души". То самое произведение, что вводит тысячи школьников каждый год в заблуждение одним лишь названием)) И пусть это так, я люблю эту поэму❤ Читала её три раза и совсем не наскучило❣
Что читать в последнюю очередь?
Последним лучше читать поэмы "Двенадцать", "Реквием" и "Облако в штанах". По моему мнению. Т.к. эти произведения быстро забываются без должного внимания. Лучше всего изучать их совместно с лирикой и историей эпохи.
Вот в принципе и всё! Моя система не является показателем идеальной и универсальной подготовки, но то, что она в некотором роде полезна - да! Вы можете выбирать свою стратегию подготовки, прочитать за оставшиеся месяца хоть весь кодификатор, право ваше😁 Выбирайте то, что заинтересовало больше всего, ведь подготовку лучше начинать с приятного и любимого❤
А какую стратегию подготовки взяли бы вы? Как вам школьная программа и перечень книг в кодификаторе? Какие произведения самые любимые, а что бы вы вообще убрали? Буду рада комментариям!🤗