Найти тему

Сорок две песни, иллюстрированные Михаилом Шемякиным. Часть четвертая. «Алкоголи».

Оглавление

«Во всем мне хочется дойти до самой сути...»

Б. Пастернак.

Все наши публикации о Высоцком, в том числе и настоящая, подтверждают ошибочность утверждения В. Максимова [Владимир Емельянович Максимов (настоящее имя Лев Алексеевич Самсонов; 1930-1995) — русский писатель, политический эмигрант, основатель и главный редактор парижского журнала «Континент»]:

«... Высоцкий не поэт, а социальное явление...».

Сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого - это единый цикл, начатый Шемякиным в середине 1980-х годов (тогда были сделаны первые восемь рисунков) и завершенный в 2011 году. Число сорок два выбрано не случайно - ровно столько лет прожил Высоцкий. Мы считаем, что иллюстрации гениального Шемякина и его видение песен своего гениального друга очень интересны. Давайте посмотрим на иллюстрации Шемякина и еще раз послушаем песни Высоцкого.

Песня-сказка про джина.

Песня-сказка про джина.. Цветная литография. Из собрания «Библиотеки для чтения».
Песня-сказка про джина.. Цветная литография. Из собрания «Библиотеки для чтения».

Из воспоминаний Шемякина:

В одном из писем ко мне Высоцкий написал: «"Если я чего решил - выпью обязательно" - это у меня такая песня есть. Так вот ты, если чего решил - выполнишь. Я уверен».
Ну что ж, оба мы, если решали что-то выпить, обязательно выпивали, ну а если решали что-то сделать, обязательно выполняли. А вот джин из бутылки выпущенный, кроме заказного мордобоя ничего выполнить не мог. За что в этой шутливой песне Высоцкий отправил «специалиста узкого профиля» из бутылки в Бутырку, а я изобразил на рисунке: джина, выплывающего из бутылки, озадаченного Высоцкого и милиционеров из эпохи «Дяди Степы», прибывших за потусторонним хулиганом.

Моя цыганская.

Моя цыганская. Цветная литография. Из собрания «Библиотеки для чтения».
Моя цыганская. Цветная литография. Из собрания «Библиотеки для чтения».

В рисунке Шемякин выразил пьяную удаль, бесшабашное угарное веселье и разгул, объявшие поющего и пляшущего на вынесенном в уличное пространство столе Высоцкого, одетого в традиционный цыганский наряд. Фоном ему служит безграничное пространство русской сторонки. Холмы, на которых стоят покосившиеся церквушки, среди которых бродят пропахшие елеем дьяки, ладан курящие. Слева в углу - подвал парижского «Царевича», переместившийся вместе с «нищими и шутами» в российскую глушь. Правят лесом, залившие глаза пьяные дураки и поют, шевеля кнутами, про черные очи, а слушают их несущиеся в ступах две Бабы-яги...

А в конце дороги той -
Плаха с топорами.

И госпожа Смерть, приняв образ Малюты Скуратова, у плахи суетится, мечтает: «Кому бы голову оттяпать?, Кому большую жилу открыть?, Кого бы чуток укоротить?»

И на фоне малинового неба, где вьются стаями вороны, колесо катится зловещее. Может колесовать кого-то будут.

Две судьбы.

Две судьбы. Цветная литография. Из собрания «Библиотеки для чтения».
Две судьбы. Цветная литография. Из собрания «Библиотеки для чтения».

Из воспоминаний Шемякина:

История создания этой песни началась у меня в парижской мастерской. Как-то рассуждали мы с Володей о преследующей нас «русской болезни» и о том, как же от нее избавится. «Вшивки» мы перепробовали, и не один, и не два раза - не помогло! Ждали помощь от Тибета - не помог желтый монах! В пресловутое кодирование и гипноз мы не верили. Может, психолог, психоаналитик сыщется, могущий нам помочь?..
И тут я рассказал Володе о выставке, посвященной творчеству душевнобольных детей, организованной ЮНЕСКО в середине 1950-х годов. На обложке журнала, выпускаемого ЮНЕСКО, был портрет больной девочки лет восьми на фоне ее работы, напоминающей абстрактные работы Сая Твомбли. И еще на обложке была напечатана фраза, сказанная этой девочкой: «Я рисую и мои страхи исчезают». Эти слова стали девизом выставки рисунков детей с покалеченной психикой.
Володю это очень заинтересовало, и буквально через месяц он довольный ввалился ко мне в мастерскую со словами: «Я понял, как бороться с водярой! Помнишь девочку душевнобольную, ну, что рисовала. Так я решил написать песню, поскольку рисовать не умею». И он исполнил «Две судьбы». В ней он поведал о том, что его мучает, терзает. И он был трезв и счастлив в течение полугода без всякой «вшивки», звонил мне и уверял, что ему здорово помогло.
Потом, конечно, все «встало на прежние рельсы», но этот момент был очень ярким в нашей жизни.
То разуюсь, то обуюсь,
На себя в воде любуюсь -
Брагу кушаю...
Таким я и изобразил подгулявшего Высоцкого, с бутылью медовухи и разутого. Сзади - мучающие его две судьбы: Кривая и Нелегкая. А за безобразными старухами расселись «смертушки» и на дудочках играют. Ждут...

Уважаемые читатели! «Библиотека для чтения» предлагает Вашему вниманию проекты:

  • «Перфоманс. Библиофильский детектив» в LXXXIV главах, 50 частях. Закончен.
  • «История СССР в 456 газетах». Будет закончен в 2022 году к 100-летию образования СССР.
  • Книги (Нобелевские лауреаты. Книги авторов по заказу читателей. Превью букинистических аукционов. Редкие и уникальные издания). Будет всегда.
  • Высоцкий (Прижизненные публикации. Интересные издания). Будет всегда.

Подписывайтесь, читайте, хвалите, ругайте.